Мнение: Роман Силантьев - "дудка" современной российской исламофобии
Главным событием октября с.г. явился выход в свет книги Романа Силантьева «Новейшая история исламского сообщества России» (М.: Союз писателей России, Ихтиос, 2005, 632 с., серия «Национальная безопасность», приложение к журналу «Новая книга России»).
Самое большое впечатление от книги Силантьева создается в связи с изобилием ссылок Силантьева на самого себя (с. 41 и мн. др.) Причем не в смысле, что, мол, смотри более подробно там-то, а именно как на источник. Еще одно интересное открытие, которое можно сделать, прочтя книгу, явно чрезмерное количество упоминаний ФСБ. Это как будто бы Силантьев пишет отчетный доклад о работе этого ведомства для них же самих и по их заказу.
Книга претендует на объективное освещение мусульманской жизни в России. Но от ее прочтения остается удушливое чувство как раз самоочевидной необъективности и ангажированности автора, его жуткой неприязни ко всем мусульманам. Очень много фактических и содержательных ошибок. Но остановиться надо именно на направленности книги. Это важнее. Человеку свойственно ошибаться. И если Силантьев переврал тот или иной факт, неправильно написал какое-то имя собственное, то это не так страшно. Рецензенты укажут, в следующем переиздании он исправит. Значительнее здесь, что Силантьев ненавидит мусульман, что книга его – исламофобский памфлет.
С чемоданом луп к контейнерам с грязным бельем мусульман
Через всю книгу красной нитью идет идея-фикс Силантьева о том, что Талгат Таджуддин сохраняет свою власть исключительно благодаря ОВЦС РПЦ, конкретно – благодаря его, Силантьева, потугам: «Некоторую надежду сторонникам верховного муфтия ЦДУМ оставляла позиция Президента России, который воздержался от резких оценок случившегося и лишь заметил, что «эмоции – плохой советчик», а также поведение КЦМСК, Русской Православной Церкви, иудейских центров и Буддийской традиционной сангхи России, представители которых лишь пожурили Талгата Таджуддина за излишнюю горячность» (с. 101–102). Конечно, никаким иным образом ЦДУМ и не смог бы отразить нападки СМР, залог победы крылся в поддержке буддистов и ОВЦС. Как будто мусульмане сами не в состоянии разобраться со своими проблемами и спорами.
Интересно, что при всем этом «креатура-всемерно-подзащитный-свой-человек» Силантьева Талгат Таджуддин больше всех получил в книге Силантьева порций нападок. Силантьев просто не в силах сдержать свою неприязнь к главе ЦДУМ России.
Вся книга Силантьева – это большой ящик «грязного белья», собранного автором на разных информационных помойках, в котором автор с присущим ему наслаждением неспешно копается.
Живописание скандала вокруг витража и избиения Таджуддином своего соратника Силантьев полностью повторил ЧЕТЫРЕЖДЫ (на с. 40-41, на с. 429, на с. 444 и на с. 516), видимо, сочтя, что одного раза будет мало, и желая еще больше унизить Талгата Таджуддина.
Издевательское отношение и неприязнь к мусульманам и мусульманским лидерам диктуют Силантьеву свою правила. Слово «сумасшествие» Силантьев прикладывает (со ссылками, без ссылок, не важно) к Талгату Таджуддину так же несколько раз (см. с. 101 и 516).
Но и этих двух раз Силантьеву показалось мало. Поэтому в перефразированном виде обидные вещи про Талагата Таджуддина появляются еще не раз. Вот Силантьев снова пишет про обвинения в сумасшествии: «самодурство, граничащем с психическим заболеванием» (с. 40–41). Да, Силантьев сослался на мнение тех, кто, скажем мягко, не любит Таджуддина. Поэтому вроде как в суд на него не подашь. Но мы и не преследуем здесь такой цели. А хотим показать неуважительное и даже презрительное отношение «исламоведа» Силантьева к мусульманам.
Ниже Силантьев с наслаждением цитирует слова Н. Аширова: «…сумасшедший Талгат дискредитировал хорошую идею» (с. 101).
На с. 444-445 Силантьев вновь обсуждает психическое здоровье Талгата Таджуддина, плюс - его сексуальную ориентацию. Зачем это все? Зачем это все в таких масштабах и в таких бесконечных повторах? Если Силантьев презирает Талгата Таджуддина, то пусть хотя бы имеет уважение к Центральному духовному управлению мусульман России, входящему в Межрелигиозный совет России, на деньги которого сладко ест и мягко спит Силантьев.
В человеческом обществе, состоящем из несовершенных, в том числе в смысле нравственности, мудрости, сдержанности, людей, ссоры, споры, последующие замирения и восстановление нормальных отношений составляю реальную жизнь. Но Силантьев, словно охотник за привидениями, ищет только грязь, скандалы, ругань, кто и как кого обозвал.
Чем больше некрасивых ситуаций будет описано, тем, видимо, Силантьеву больше кажется, что он дает объективный анализ.
У Силантьева скандалы сопровождают деятельность чуть не всех мусульман – муфтия Равиля Гайнутдина (см. с. 101, где муфтий по сути оскорбительно назван конъюнктурщиком), муфтия Талгата Таджуддина (с. 40–41, 177–179, 181, 434), Координационного совета мусульман Северного Кавказа (с. 112), муфтия Фарида Хайдарова (Фарида Салмана) (с. 169, 171), муфтия Гусмана Исхакова (с. 170), муфтия Мухаммадгали Хузина и муфтия Хамита Галяутдинова (с. 206), муфтия Магомеда Албогачиева (с. 261), Растама Валеева (с. 319), муфтия Нафигуллы Аширова (с. 350, 437) и многих-многих, очень многих других мусульман. По Силантьеву, «скандальна» деятельность ДУМ Республики Карелия (с. 401), ДУМ Омской области (с. 395, 511), ДУМ Республики Татарстан (с. 446), мусульманских организаций Вологды (с. 404) и прочих духовных управлений (об этом вся книга).
Скандалы «разражаются» и «разгораются», «возникают» и «гремят». Скандалы даже не единичные, их постоянно «множество» (с. 605 и др.). Кругом одни сплошные скандалы. И так по всей книге Силантьева. «Скандалы недели» по-силантьевски. В этом, видимо, только и заключается в представлении Силантьева жизнь российской мусульманской уммы, а никакого конструктива (редкие и робкие упоминания добрых дел мусульман не в счет, очень уж велик разрыв в объеме информации) нет и в помине.
И книге Силантьева потому больше подошло бы название типа «Как скандалят российские мусульмане» или «Дневник антиисламского папарацци».
Кроме «скандалов», Силантьева жутко интересуют всякие «махинации». Он пишет о финансовых махинациях Нафигуллы Аширова и Абдул-Вахеда Ниязова (с. 454), про такие обвинения в адрес Равиля Гайнутдина (с. 437), о «финансовых махинациях» муфтиев Айюба Дебердеева, Гусмана Исхакова и Исмаила Шангареева (с. 462), и еще целого ряда мусульманских лидеров и активистов (с. 455 и др.). Силантьев с любовью расписывает обвинения в воровстве и злоупотреблении служебным положением в адрес председателя Совета муфтиев России муфтия Равиля Гайнутдина, муфтия Татарстана Гусмана Исхакова, имама Поволжья Мукаддаса Бибарсова (с. 453).
В книге Силантьева говорится про «схемы хищения средств» (с. 462), «закулисные интриги» (с. 437), «воровство и мошенничество» (с. 188), «драки» (с. 167, 185, 187, 208, 319, 451, 541), «взятки чиновникам, заказные материалы в СМИ» (с. 463), «клевету» (с. 200, 319, 487), «воровство и религиозное невежество» (с. 354). Воровство у Силантьева не просто воровство, имеются в виду «большие размеры воровства» (с. 461). Силантьев смачно описывает «обыски» и «обнаружение наркотиков» (с. 208, 487). Как будто он описывает будни колумбийской наркомафии или группировки Осамы бен Ладена, а не российских мусульман. Как будто православные в России не совершают преступлений. Их вину однако никто не распространяет на РПЦ.
Когда нет достоверной информации о «махинациях» и «хищениях», Силантьев старается не гнушаться ничем. Он мусолит факт встречи Равиля Гайнутдина с послом Израиля, причем в негативистской манере подачи информации (с. 446).
Патриот ли Силантьев?
Если бы кто-то из мусульман, проигнорировав конструктивную и общественно полезную деятельность Русской Православной Церкви, написал книгу только о фактах коррупции, гомосексуализма и скандалов среди некоторых православных священников и мирян, то Силантьев первым бы выдал возмущенное заявление. Когда пишешь о мусульманах, то, и вправду, для чего писать о восстановленных мечетях, о солдатах-мусульманах Российской армии, честно выполняющих свой священный долг перед Родиной, о муфтиях, выступающих (кстати, вместе с ОВЦС) против терроризма и экстремизма! Гораздо интереснее вывалить на читателя ворох грязного белья и разборок в духе желтой прессы.
Закономерные обиды российских мусульман на оскорбительный и уничижительный тон его книги Силантьев игнорирует. Главный в Межрелигиозном совете России его секретарь – сам Силантьев. А мусульмане – это, в понимании Силантьева, просто винтик Межрелигиозного совета России. Мусульман много, одни откажутся сотрудничать, ОВЦС приведет других – альтернативных. А Силантьев – он один такой великий и незаменимый.
Можно предположить, что все эти усилия Силантьева определяются его стойкой патриотической позицией. Что Силантьев сдерживает «натиск исламистов на Россию» и все такое. Да нет в общем-то. Русские патриоты не жалуют Силантьева, и радикальная газета «Русский вестник» в красках живописует сцену раболепствования Силантьева перед хасидами, сопровождая это живописание нелестными комментариями.
В книге Силантьева и нет никаких идей об опасности ислама, с чем так же можно было бы поспорить. Цель ее очень понятна: пролить на мусульманскую умму даже не ушат, а цистерну помоев. Так что поминать патриотизм и русское самосознание применительно к Силантьеву тут не стоит.
Достоин ли исламофоб-папарацци Р. Силантьев занимать пост секретаря Межрелигиозного совета России
И несколько мыслей вслух относительно того, что Силантьев при таком своем недобром отношении к исламу занимает уже долгое время пост секретаря Межрелигиозного совета России.
Ясно, что я здесь высказываю лишь свою только собственную точку зрения. Мнение глав Совета муфтиев России, Координационного центра мусульман Северного Кавказа и Центрального духовного управления мусульман России связано соображениями как большой, так и внутренней политики. Но я полагаю, что вопрос этот нужно рассмотреть так.
Должность секретаря Межрелигиозного совета России должна замещаться на основе принципа ротации. 4 года на этом посту пробыл Р. Силантев. Достаточно. Силантьеву нужно сказать спасибо (из соображений вежливости) и настоятельно попросить его уйти и далее не мешать межрелигиозному диалогу.
Теперь очередь в течение следующих 4 лет (или можно сделать по 2 года) занимать эту должность представителю мусульман, буддистов или иудеев. Если, конечно, мы не хотим профанации деятельности Межрелигиозного совета России и превращения этого совета в карманный инструмент митрополита Кирилла для решения каких-то своих сугубо корыстных интересов. Я ни в коем случае даже гипотетически допустить не могу такого отношения ОВЦС к Межрелигиозному совету России, поэтому думаю, что все члены Межрелигиозного совета России согласятся с таким предложением. Это позволит добавить демократичности и доверия членов Межрелигиозного совета России между собой друг к другу, будет содействовать конструктивному сотрудничеству религий.
Тем более что митрополит Кирилл 2.11.2005 публично обещал «разобраться» с Силантьевым. Сдержит свое обещание, сможет переступить через сиюминутные интересы (Силантьев – «свой человек»)?