Противостоять русофобии
19 октября в московском Независимом пресс-центре на Тверском бульваре, состоялась презентация доклада Московского бюро по правам человека, составленного экспертом МБПЧ Семеном Чарным на основе изучения феномена русофобии.
По названию доклада «О русофобии явной и мнимой», было нетрудно уже заранее предположить, что это явление, на особую остроту которого любят ссылаться коммунисты, псевдопатриоты, державники и антисемиты, окажется весьма неоднозначным. В ту пору, когда термин «русофобия» был еще внове, он и вообще вызывал крайнее недоумение непосвященных в сокровенную тайну маргиналов-ксенофобов, что «самая угнетаемая и ненавидимая нация в России, это русские». Неприязнь, которую несомненно испытывает какое-то количество представителей национальных и религиозных меньшинств к принадлежащим к титульной нации и господствующему вероисповеданию большинству, явление нередкое. Но, что важнее всего, это вольное или невольное участие в распространении этой направления ксенофобии самого национально-конфессионального большинства.
Открытие встречи началось с выступления руководителя МБПЧ Александра Брода, рассказавшего о причинах возникновения идеи о проведении этого нестандартного исследования. А кроме того, сразу оговорился, работа в этом направлении находится в начальной стадии, что означает перспективу более глубоких и многосторонних исследований данного вопроса со всеми сопутствующими ему последствиями, в ближайшей перспективе. Тем более, что приступая к работе, эксперты сразу столкнулись с тем, что с начала наступившего XXI века никакого мониторинга в отношении состояния русофобии не ведется, и все данные, которыми располагают информационные агентства и коллекторы данных, охватывают период 1990-х годов
Автор доклада С. Чарный, представляя результаты работы, рассказал присутствующим о некоторых характерных признаках русофобии и видах ее проявления, которые он разделил условно на два типа. Первый, это официозная русофобия, выражающаяся в подчеркнутом преимуществе назначения в национальных регионах на высокие административные и иные ключевые должности «нерусских», второй – так называемый, тип «низовой», то есть, неофициально, но широко распространенного неприятия русских в социуме национальных меньшинств.
В список «лидеров» проблемных в этом отношении регионов попали по убывающей Татарстан, Чечня, Адыгея и Поволжье. В Татарстане, например, непосредственно татар – ровно половина населения республики, но руководящие органы всех мастей состоят из представителей татарского этноса более, чем на 80%. В Адыгее, где «неадгейцы» составляют 80% населения, все административное «начальство», напротив, только адыгейцы. В Чечне, где до сих пор продолжается гражданская война населения республики с федеральными военными подразделениями и спецслужбами, русских по большому счету не осталось, и «русофобствовать» чеченцам приходится только в отношении военнослужащих российской армии. Но причины этого ясны, разумеется, всем. А данные о состоянии русофобии в этом регионе, представленные в докладе, основаны на материалах почти десятилетней давности.
Радикальные националистические организации, между тем, существуют в Башкортостане (национальный центр «Урал» и Союз башкирской молодежи), в Мордовии (национальная община «Эрзянь Мастор»), в Алтайском крае и Горном Алтае (Курултай алтайского народа), в Астрахани (Татарский клуб), Якутии (Народный фронт Якутия-Алроса), практически во всех республиках Северного Кавказа, в землях Севера и т.д. Таким образом, более или менее организованную или стихийную русофобию можно наблюдать почти на всей территории бывшей империи – сначала Русской, затем СССР.
Проявления крайнего национализма со стороны национальных меньшинств в адрес русских, специалисты склонны определять, как чаще всего «ответный национализм». Русский национализм, появившийся гораздо ранее большинства первых русофобских настроений, никогда не заботил власть, не видевшую в его росте особой беды. То же самое продолжается по сей день, когда «русская национальная ксенофобия» давно покинула русло формальной пристойности и объявила «врагами России», всех, кого только возможно от евреев и китайцев до американцев с поляками и чернокожими с других континентов. Никем не пресекаемая активность русских националистов дает свои плоды на всей территории страны, вызывая в ответ стойкую и обоснованную фактами эмоциональную неприязнь. Не обходится и без экстремистских акций, которые предпринимают отдельные представители национальных меньшинств, заключающихся иногда в разрушениях или поджогах церковных строений Московской Патриархии, представляющих нередко «духовные штабы» русских националистов или антикультистов.
Сходными признаками объясняются проявления русофобии и в большинстве других регионов страны. Хотя, конечно же, их существование вообще, никак нельзя отнсить на счет процессов только последнего времени. Потому что в процессе расширения территории Российской империи, а затем дальнейшего промышленного их освоения в период советской империи, такое явление, как угнетение по национальному признаку малых народов, существовало.
Выступление на презентации историка и политолога Владимира Илюшенко высветило проблему русофобии в достаточно неожиданном ракурсе. Он обратил внимание присутствующих на активную деятельность массы официальных лиц и организаций, как общественных, так и государственных, которые располагают возможностями серьезно влиять на процессы в стране. Часто их инициативы, как убеждает масса примеров, представляют собой откровенно неразумные или недобросовестные комплексы мер, осложняющих положение в стране и обществе, отражаясь серьезными травмами на всем населении, но ясно, что преимущественно – на русских. Такое неординарное проявление феномена русофобии, несомненно, требует не меньшего внимания от экспертов и общества, нежели неприязнь аборигенов отдаленных регионов к презирающим их за «дикость» «русскому» начальству.
Выступление эксперта МБПЧ из Воронежа, Алексея Козлова, было посвящено известной ситуации в этом регионе, в частности, случаю последнего нападения на иностранцев, закончившегося убийством. Как известно, группой в 10-15 человек, вооруженной арматурными прутьями и ножами, было совершено нападение на темнокожих учащихся ВУЗов, в результате которого погиб студент Архитектурно-строительного института из Перу.
Отвечая на вопросы, участники встречи уточняли некоторые термины и понятия, используемые в процессе экспертизы разных типов ксенофобии, в том числе и русофобии. Ответ В. Илюшенко, например, на вопрос о том, насколько генерирование ксенофобских настроений в церковной среде обеспечивается доброжелательным попущением церковного руководства, гласил, что православие в нашей стране очень неоднородно, и его состояние в этом плане аналогично состоянию российского общества вообще. Идентичны и процессы, происходящие внутри православия. Так же, как и в светском обществе, там есть и активные провокаторы, и не раздумывающая ни над чем эмоционально неуравновешенная «масса», и равнодушные, и иерархи, которые сами не будучи ксенофобами, вынуждены помалкивать об этом, иначе сметут. Илюшенко привел конкретные примеры того, как священнослужители выступают в роли «духовников» отдельных экстремистских лидеров и целых групп, вплоть до откровенно фашистских.
В заключение встречи, руководитель МБПЧ Александр Брод еще раз подчеркнул, что приступая к изучению феномена русофобии, эксперты бюро рассчитывают на перспективу ее всестороннего и широкого исследования, которое обещает немало открытий, способных пролить свет на до сих пор еще неясные явления нашей жизни.
Михаил Ситников
Выступление Владимира Илюшенко на презентации доклада МБПЧ о проблеме русофобии.
Пять лет назад вышла статья Игоря Шафаревича «Русофобия». И с тех пор, это словечко, несущее в себе колоссальный заряд ненависти, гуляет по так называемым «патриотическим изданиям». Его выкрикивают на митингах, пишут на заборах в виде лозунга "Россия для русских», и очень часто рядом помещают свастику. Для Шафаревича русофобия, это то, когда малый народ - понятно, какой - захвативший незаконно власть в России и желающий ей погибели, делает все для того. Для других авторов того же настроя, русофобы это тот же самый малый народ - сионисты, Израиль. Кроме того, это «мировая закулиса», транснациональные корпорации, Америка, и вообще Запад, инородцы, иноверцы, инакомыслящие, демократы, либералы и т. д. и т. п. Короче говоря, русофобы, это все те, кто не «мы» - настоящая духовность.
Так, может быть русофобия и вообще фантом? Я утверждаю, что нет, это не фантом, а реальный феномен.
В докладе Семена Чарного приводится целый набор реальных фактов, которые свидетельствуют о русофобии, и не буду их повторять. Но я хотел бы поставить вопрос о русофобии в более широком контексте, и дал бы ей такое определение: русофобия, это идеология, политика и практика наносящие вред России, ослабляющие ее и ведущие ее к катастрофе. Соответственно, русофобы, это люди исповедующие такую идеологию, и проводящие такие политику и практику.
Русофобы, это те, кто делит граждан России на «наших» и «не наших», и кто подсчитывает состав крови у человека. Те, кто исповедует принципы биологического расизма и проводит политику апартеида, как у нас в Краснодарском крае. Русофобы те, кто разжигает ксенофобию, кто потворствует национал-экстремистам или «скинхэдам». Кто всегда немедленно после совершенных ими убийств и других преступлений заявляет, что никакой расовой или националистической почвы здесь нет, а есть просто хулиганство, обычное дел и больше ничего.
Русофобы, это те, кто провоцирует конфликты с соседями России и те, кто разжигает конфронтацию с Западом. Это те, кто выталкивает Россию из мировой цивилизации. Те, кто развязал чеченскую войну и кто превращает ее в войну общекавказскую, в результате чего Россия, в довольно близком обозримом будущем может получить не только пожар, охватывающий весь Северный Кавказ, а просто потерять его.
Русофобы те, кто душит демократию в России, загоняя ее в авторитаризм и не давая оттуда выбраться. Это те, кто не позволяет ей стать сильной современной державой. Русофобы те, кто спровоцировал дело ЮКОСа, посадил за решетку его руководителей, ограбил их, забрав себе их капиталы и собственность, ославил их и нанес колоссальный ущерб и имиджу и экономике нашей страны.
Отсюда я бы сделал очень простой вывод: те, кто желает добра России, должны противостоять русофобии в том смысле, в котором я ее вам представил.