«На игле», «Дерьмо» и прочая «Грязь». Лучшее от Ирвина Уэлша к юбилею автора
Два десятка культовых книг, среди которых романы «На игле», «Дерьмо», «Преступление» и «Порно», сборники рассказов «Эйсид Хаус» и «Экстази», и это не считая пьес и киносценариев.
27 сентября 65-летний юбилей отмечает выдающийся шотландский писатель, сценарист и драматург, признанный мастер чёрного юмора и социальной сатиры Ирвин Уэлш.
Родился будущий постмодернист от литературы 27 сентября 1958 года в шотландском городке Лите. Вырос и окончил школу в Эдинбурге. Лихая юность Ирвина не предвещала ничего хорошего: работа электриком, лондонские панк‑группы, компания друзей-наркоманов, аресты и условный срок за нарушение общественного порядка и вандализм.
Первый роман взявшегося за ум и получившего диплом программиста Университета Хериота-Уатта Ирвина Уэлша был опубликован в 1993 году. Во многом автобиографическая книга о наркозависимой молодёжи Эдинбурга «На игле» вызвала большой резонанс и вскоре стала бестселлером. Спустя два года режиссёр Дэнни Бойл снял по дебютному роману Уэлша одноимённый фильм.
Криминальная драма «На игле» получила премию BAFTA за лучший сценарий, номинировалась на «Оскар» в категории «Лучший адаптированный сценарий», в 2004 году была признана лучшим шотландским фильмом всех времён, а в 2012‑м – лучшим британским фильмом за 60‑летнее царствование Елизаветы II.
На сегодняшний день из-под пера юбиляра вышло 13 романов, выдержавших несколько переизданий и переведённых на многие языки мира, включая русский, и четыре сборника рассказов.
По книгам Ирвина Уэлша сняты фильмы «Кислотный дом» Пола Макгигана, «Экстази» Роба Хейдона, «Грязь» Джона С. Бейрда, «T2: Трейнспоттинг» («На игле 2») Дэнни Бойла по мотивам романа «Порно», а также сериал BritBox «Преступление».
Юбилеи писателей мы традиционно отмечаем публикацией цитат из их произведений. Сегодня это мысли автора и фразы его героев из романов Ирвина Уэлша «На игле», «Кошмары Аиста Марабу», «Дерьмо», «Клей», «Порно», «Альковные секреты шеф-поваров», «Преступление», «Сексуальная жизнь сиамских близнецов» и сборника «Тяжело в учении, легко в бою».
Мои родные, среди которых я вырос, это не семья, а генетическая катастрофа.
Ему уже жаль этого толстяка. Вот придет он домой, а дома единственный смертельный друг, молчаливый, белый, неизбежный – холодильник. Убивает медленно, но верно, и всякий раз вспыхивает неотразимым электрооскалом.
Риторический вопрос – шаблонное оружие женщин и психопатов.
Я признаю, что наркотики – это нехорошо, но кошмар, в который превращает жизнь любовь... О нём даже подумать страшно.
Богемный поэт – это непросыхающий алкоголик, рвань, мудак, которому удалось убедить богатых придурков в том, что он интеллектуал.
Женщины – они как тетрапак: неважно, что там внутри, главное – чтобы открывались.
Иногда в этой жизни кого‑то бьют и за дело.
Как же мы любим то, что нас убивает.
Легко кого-то любить, как, впрочем, и ненавидеть – в его отсутствие, кого‑то, кого мы на самом деле совсем не знаем.
Если кого-то любишь, это не значит, что ты не можешь считать его мудаком.
Похвала поощряет слабость, слабаки её очень любят. Сильной женщине это не нужно. Сильная женщина просто знает.
В мире нет такого чувства стыда, которое нельзя было бы загладить парой слов и парой рюмок.
Когда тебе ничего не остаётся кроме как думать, есть два варианта: либо ты окончательно сходишь с ума, либо делаешь выводы.
Можно ли скучать по тому, чего никогда не имел? Да, можно.
Количество друзей уменьшается по мере того, как потребность в них растёт. Такова обратная, точнее, превратная, арифметика жизни.
Друзья вообще отнимают море времени. Они всё время пытаются сделать из тебя такую же социальную, интеллектуальную и сексуальную посредственность, как они сами.
Не может быть у человека никаких друзей – чем старше становишься, тем яснее это понимаешь.
В 20 лет ты ещё можешь чего‑то добиться одними пылкими взглядами, в 30 – своей интересной личностью, но в 40 тебе нужны деньги и слава.
Я глубоко убеждён, что хорошее отношение со стороны тупого урода куда опаснее, чем порицание со стороны интеллигентных людей.
В реальной жизни, как ни больно это признать, за горем далеко от дома ходить не надо.
Тому, кто не понимает хорошей шутки, серьёзной проблемы не решить и подавно.
Умение вовремя заткнуться – талант великий и неоценимый.
Ещё одна идиотка, ищущая приключений. На кладбищах таких полно.
Ну что ты с этой молодежью поделаешь? Они такие, какие есть; восемьдесят процентов из них просто вырастут и повзрослеют, а остальные двадцать... Для того и существуют на свете тюрьмы, кладбища и передозы.
Ты по определению должен жить до того момента, пока не умрешь. А значит, лучше прожить эту жизнь весело и с удовольствием на тот случай, если после смерти тебя ничего не ждёт (а я подозреваю, что так оно и есть).
То, что мы умираем в одиночку, страшно, но это не хуже, чем жить в одиночку...
Молодыми умирают только хорошие люди.
Жизнь коротка, смерть неизбежна, вот и всё, что можно сказать по поводу всего этого дерьма.
Это очень важно – помнить, что мы всегда оплакиваем самих себя.
Серьёзные дела надо делать в одиночку.
Защитите меня от тех, кто хочет мне помочь.
Фото: kinopoisk.ru, kinorium.соm