Игорь Шевелев

© Российская газета

Религия Мир

2262

10.10.2005, 12:36

По требованию православных верующих из экспозиции Третьяковки изъята картина

Решением директора Третьяковки Владимира Родионова с выставки "Русский поп-арт", которая проходит параллельно с экспозицией классика мирового поп-арта Энди Уорхола, изъята картина Александра Косолапова "Икона-икра".

Это стало ответом на возмущенное письмо прихожан нескольких московских православных приходов, чьи чувства были оскорблены изображением золотого оклада, наполненного черной икрой.

Демарш людей, в которых это изображение, по их словам, "возбудило социальную и религиозную ненависть и вражду", поддержал протоиерей Дмитрий Смирнов, возглавляющий синодальный отдел Московской патриархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Реакция руководства Третьяковской галереи последовала незамедлительно. Владимир Родионов мотивировал свой поступок тем, что Третьяковская галерея - это "государственное учреждение, которое не должно провоцировать в обществе конфликты любого рода".

Работа Александра Косолапова была создана в 1989 году в рамках неофициального художественного направления соц-арт, иронически переворачивающего штампы советского сознания. Работающий с 1975 года в Нью-Йорке художник изображал Ленина, пропагандирующего кока-колу, Чебурашку в образе вождя, черную икру как вожделенный, обожествленный символ желаний советского человека.

Несложная концептуальная игра, которая, казалось бы, давно отыграна актуальным искусством и в качестве памятника времени и истории искусств вошла в нынешнюю выставку "Русский поп-арт". Выставка, кстати, пользуется успехом у зрителей, в частности у молодежи, которая стремится заполнить лакуны своего образования в области современного изобразительного искусства.

И вдруг, как в настоящем архаическом сообществе, это музейное искусство становится актуальным, входя в контекст социальных страстей, обсуждений, скандалов и весьма неоднозначных действий. У многих на памяти громкий скандал в Сахаровском центре, где фанатично настроенные граждане разгромили выставленные там экспонаты.

Высоколобые разговоры о том, что художественное пространство музеев и галерей является особо маркированным и не должно смешиваться с пространством бытовым - на улице, в трамвае и на заседании профсоюза, - они не для фанатиков, вдруг ощутивших, что "право имеют". Для них и Достоевский призывает "мочить старушек", и Рафаэль глумится над святынями, изображая в виде Пречистой Девы своих любовниц. Кому-то не нравится земной Христос на картине Александра Иванова, кому-то Ленин рядом с кока-колой.

Повторю, искусство, как, впрочем, и религия, являются зоной риска, привлекая к себе людей с неустойчивой психикой. Совсем иное дело - сезонно обостряющиеся попытки подобных активистов влиять на культурную политику государства. В этом случае мы вправе говорить уже о симптомах серьезного общественного нездоровья. Как известно, симптомами недуга могут быть прыщи на лице. А могут - попытки отрезать эти прыщи хозяйственным ножом.

Игорь Шевелев

© Российская газета

Религия Мир

2262

10.10.2005, 12:36

URL: https://babr24.net/?ADE=24963

bytes: 2927 / 2927

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Лица Сибири

Степанов Павел

Фекета Анна

Михайлов Игорь

Белокобыльский Сергей

Бадмаев Заян

Мингалеев Фарит

Зацепин Сергей

Гаськов Александр

Балуев Алексей

Силивончик Александр