Артур Скальский

© Babr24.com

СобытияМир

3711

18.06.2005, 21:08

Сегодня - Троица

Сегодня - Троица, один из важнейших праздников православного церковного календаря, отмечаемый в 50-й день после Пасхи (в этот день церковь вспоминала и прославляла сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков). Троицей этот день именовался потому, что в этот день церковь призывала всех верующих поклониться Триединому Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.

Троица входила в цикл связанных между собой праздничных дней, начинающихся с четверга седьмой недели после Пасхи, называемого Семиком. Следующим праздником Троицкого цикла была суббота накануне Троицына дня, являвшаяся одним из главных поминальных дней в году; ее называли "родительской (задушной) субботой" или "троицкими дедами". После троицкого воскресенья начиналась Троицкая ("ру-саль-ная" или "проводная") неделя, в составе которой выделялись две даты: понедельник ("Духов день") и четверг ("Навская Троица", "Сухой день", "Кривой Четверг"). Весь этот Семико-троиц-кий цикл праздников на Укра-ине и в Белоруссии именовался "Зеленые святки".

Семицко-троицкие обряды были тесно связаны с культом растительности. Так, например, повсеместно на Троицу принято было заготовлять зелень - срубленные молодые березки и ветки березы, клена, дуба, липы, орешника, рябины и т.п., а также травы и цветы; из этой троицкой зeлени плели венки, которые носили на Троицу и в другие праздничные даты, а кроме того, троицкой зеленью и венками из нее украшали дома снаружи и внутри. Пол в храме на Троицу устилали свежей травой; прихожане же в этот день являлись к обедне в церковь с буиетами пюлевых цветов. Троицкая зелень считалась очень действенным оберегом от злых сил, молнии, пожара, града и т.д., поэтому ее затыкали во все хозяйственные постройки, ворота, колодцы; надевали зелень на рога коровам; бросали ветки в огород и втыкали их в поля; закапыв ли молодые деревца во дворе возле дома, под окнами, по углам дома и т.д. Кроме того, зелень, собранную на Троицу, широко использовали для гаданий и в лечебной магии. По окончании праздников большая часть зелени уничтожалась: ее сжи?али, забрасывали в глухие места и овраги, на деревья и крыши домов и бань, сплавляли по воде и т.д.; однако часть зелени оставляли и хранили в течение года, используя ее все в тех же магических целях. Особенно ценилась зелень, побывавшая на Троицу в храме: так, например,$цветы, которые приносили в церковь на Троицу, хранили за иконами, а также клали их под свежее сено и в житницы, чтобы не водились мыши, и в норы на грядках от землероек; траву же, которой в церкви на праздник выстилали пол, примешивали к сeну, а также дел`ли из нее отвар и пили его, почитая целебным (по этой причине всякий прихожанин, выходя на Троицу от обедни, старался ухватить хоть клочок травы из-под ног).

Во время семицко-троицкого цикла повсюду проводилhсь обряды с растущей и срубленной березъой. Так< в СемиЄ девушкh ходили в лес и "завивали" молодую березку: закручивали ветки на растущей березе в виде венка, перевязывая их лентами. В некоторых местах вместо этого березку "заламывали" - пригибали ветки к земле и переплетали их с травой или зал мывали верхушку березы. После этого, в Троицын или Духов день, березку обязательно "развивали", распуская венки на дереве; считалось, что в противном случае березка "обидится". При "завивании" и "развивании" деревца девушки гадали по венкам и цветам о судьбе и замужестве, "кумились" друг с другом, водили хороводы, устраивали под березкой обрядо-вую трапезу и т.п. После "развивания" деревце нередко срубали, рядили в девичий наряд или украшали лентами и цветами, а затем ходили с деревцем по деревне, после чего топили его в реке или сжигали; такой обряд был символическим "уничтожением русалки".

Троицкий цикл был временем проведения многочисленных поминальных обрядов. На Русском Севере Троица и предшествующая ей суббота считались главными поминальными днями в году. В южнорусских областях в пятницу и субботу перед Троицей ("Троицкие деды") поминали заложных покойников, а особенно детей, умерших некрещеными, и девушек, не доживших до вступления в брак, так как троицкий цикл праздников повсюду считался порой появления на земле русалок. В это время обязательно соблюдали многочисленные запреты, чтобы ничем не обидеть присутствующих в это время на земле покойников и не навлечь на себя их гнев. Так, например, во время троицкого периода запрещалось шить, прясть, белить хату и печь, работать в огороде, купаться в реке и т.п. Особенно строго соблюдались эти запреты в тех семьях, где недавно похоронили незамужних дочерей; кроме того, такие люди должны были соблюдать еще и особый обычай: на ночь перед Троицкой субботой или перед Навс-кой Троицей оставлять на столе поминальный ужин, вывешивать на ограду одежду, принадлежавшую умершим, и т.д.

С русалками был тесно связан обряд "завивания березки", производимый девушками в Семик; во многих местах он даже именовался "встречей русалок". "Завитая" березка считалась деревом русалок, местом их появления, поэтому на Троицу к такой березе старались не подходить, чтобы "русалки не защекотали". Вообще, в народных поверьях русалки связывались не только с троицой березкой, но и вообще с троицкой зеленью. Так, например, троицкую зелень во многих местах раск-ла--дывали на полу и затыкали ее в стены дома, "шчоб тые русалки ходылы, шчоб ноги у их не покололыся" или "шчоб колыхались русалки на деревах, на цих гилках (ветках)". В некоторых местах считалось большим грехом не "озеленить" хату на Троицу, так как, по народному поверью, в это время души умерших родственников приходят в дом и прячутся в зелени.

Обязательное уничтожение троицкой зелени в завершение праздничного периода мотивировалось необходимостью избавиться от русалок, "проводить" их обратно в загробный мир, чтобы они не навредили людям и хозяйству. Засохшую зелень убирали из дома через неделю после Троицы, полагая, что иначе "на ней русалка будет сидеть" или в доме "остается и плачет один родич". О сжигаемой троицкой березке говорили, что это "русалку палят", а сам обряд проводов весны, во время которого уничтожали березку, нередко называли "проводами русалки".

Вообще, троицкий цикл повсеместно завершался различными ритуальными "про-во-дами": уничтожением или выбрасыванием, сплавлением по воде троикой зелени и березки; "изгнанием" или "похоронами" русалки, а также "вождением" ряженого "Куста" (или Весны, Дремы), "проводами Семика и Семичихи", которых изображала пара ряженых, "похоронами кукушки" и т.п. В этих обрядах обычно использовались венки, цветочные букеты и различная зелень, ветки, а также сделанные из травы и цветов чучела. В обрядах обязательно участвовали ряженые, причем в этом случае рядились обычно только в зелень и сплетенные из нее венки: так, "русалку" в таких обрядах нередко представляла обнаженная девушка, прикрытая только венками и ветками; "Куст" также обычно был весь увешан одной зеленью.

Многие обряды, совершавшиеся собственно на Троицу, являлись лишь частью более сложных и долгих обрядов, проводившихся в течение всего Троицкого цикла (так, например, обряды, связанные с русалками, составляли единый комплекс, начинавшийся в Семик и заканчивавшийся в последний день русальной недели). Однако существовали и более простые обряды, приурочивавшиеся именно к Троицыну дню и не проводившиеся в другие дни весенне-летних праздников. Так, например, к числу таких обрядов относился старинный обычай "трясти порох", бытовавший в Новгородчине. Состоял он в следующем: во время троицких гуляний, на лугу, среди хороводов и игр в "огарыши" ("горелки"), кто-нибудь из мужчин неожиданно хватал картуз с молодого новожена, тряс им над головой и кричал во все горло на все поле: "Порох на губе, жена мужа не любит"; на этот крик молодуха должна была как можно скорее выделиться из толпы, стать перед мужем, поклониться ему в пояс, снять с него картуз, который в момент ее появления клали обратно на голову молодожену, затем взять мужа за уши и трижды поцеловать его, а затем снова поклониться ему и во все четыре стороны. При этом во время ухода молодой, а иногда и при ее появлении, в толпе нередко начинали вслух оценивать ее качества и отпускать разные "площадные" шуточки, особенно если за молодой в девичестве водились какие-либо грешки; по этой причине молодухи обычно стеснялись этого обычая и говорили: "Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю".

(C) Наталья Шапарова
специально для "БАБР.RU"

Артур Скальский

© Babr24.com

СобытияМир

3711

18.06.2005, 21:08

URL: https://babr24.net/?ADE=22532

bytes: 8411 / 8359

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "События"

Расклад Бабра. Ждет ли Павла Волка дорога дальняя или поможет апелляция?

В отношении Павла Волка, обвиняемого в хищении бюджетных денег в крупном размере, а именно – в 2,4 миллиона рублей, лед тронулся. В начале месяца сторона обвинения запросила для бывшего главы департамента культуры региона шесть лет лишения свободы общего режима.

Анна Леро

СобытияКриминалОбществоТомск

2617

25.10.2024

Гастрономический фестиваль «Еда+» снова в Братске

Российский энергохолдинг Эн+ анонсировал проведение гастрономического фестиваля «Еда+» в Братске, который состоится 14 и 15 сентября на площади ТКЦ Братск-АРТ. Фестиваль, ставший популярным с момента своего открытия в прошлом году, ожидает вновь привлечь тысячи посетителей.

Ярослава Грин

СобытияИркутск

5323

04.09.2024

Школа №1 в Беслане: 20 лет со дня трагедии. Фоторепортаж Бабра

Помним, скорбим. 1-3 сентября 2004 года в Беслане случилась трагедия, заставившая содрогнуться весь мир: в школе №1 произошёл теракт. Захват заложников и издевательство над беззащитными детьми и взрослыми привели к многочисленной гибели мирного населения.

Екатерина Вильмс

СобытияТерроризмОбществоРоссия

4473

03.09.2024

На Международный буддийский форум в Улан-Удэ прибыли делегации из ряда иностранных государств

На II Международный буддийский форум, который с 12 августа проходит в Улан-Удэ, прибыли делегации из Индии, Мьянмы, Шри-Ланки, Непала, Таиланда, Бутана, Вьетнама, Камбоджи. Об этом сообщает официальный портал республики Бурятия.

Марк Яковлев

СобытияОбществоРелигияБурятия

5621

12.08.2024

Телеграм Новосибирска за неделю: прощание с кумиром хоккея Андреем Тарасенко и суд на оборотнями в погонах, убившими ребенка

Бабр представляет очередную подборку главных событий и обсуждений Новосибирска по версии региональных телеграм-каналов за неделю с 8 по 14 июля 2024 года включительно. Прощай, Андрей!

Анна Леро

СобытияСпортКриминалНовосибирск

6785

16.07.2024

Энергия в лицах: яркие гости «Энергии+» в Иркутске

12 июля в Иркутске стартует одно из самых масштабных культурных событий этого лета — фестиваль «Энергия+». Жители города смогут совершенно бесплатно принять участие в паблик-токах, открытых лекториях и кинопоказах, в которых примут участие известные актеры, режиссеры, поэты и писатели.

Глеб Севостьянов

СобытияКультураИркутск

14648

08.07.2024

На фестивале Энергия+ будет представлена экспозиция соломенных скульптур

В этом году фестиваль «Энергия+» в Иркутске обещает стать настоящим культурным событием с разнообразной программой для всех возрастов.

Ярослава Грин

СобытияОбществоИркутск

8405

04.07.2024

Началась «новая глава» в департаменте тарифного регулирования Томской области

В департаменте тарифного регулирования Томской области с 3 июля 2024 года новый начальник. Губернатор Владимир Мазур назначил на эту должность Оксану Касьянову, которая ранее работала в департаменте в течение 13 лет на других должностях.

Андрей Тихонов

СобытияОфициозПолитикаТомск

18255

03.07.2024

В Иркутске при поддержке Эн+ состоится семейный фестиваль «Энергия+»

С 12 по 14 июля 2024 года на набережной Ангары, рядом с памятником Александру III, состоится семейный фестиваль «Энергия+», организованный энергохолдингом Эн+. Гости мероприятия смогут встретиться с известными актерами, писателями и режиссерами.

Ярослава Грин

СобытияКультураИркутск

18661

26.06.2024

Безрадостные будни будущего экогорода: байкальчане собирают подписи под петицией президенту

О Байкальске в последнее время официальные средства массовой информации говорят только в контексте визитов высокопоставленных чиновников, которые приезжают туда с целью в очередной раз обсудить захватывающие дух перспективы развития будущего экогорода.

Дмитрий Вяземский

СобытияОбществоИркутск

6280

30.04.2024

О мечте слетать на Луну, любви к себе и здоровье космонавта – Анна Кикина

22 июня 2023 года новосибирский планетарий получил имя единственной девушки в отряде космонавтов Роскосмоса, жительницы Новосибирска Анны Кикиной. Анна владеет рукопашным боем и карате, верит в инопланетян, в детстве занималась в театральном кружке и играла воплощение сказочного зла – бабу Ягу.

Арина Родионова

СобытияОбществоНаука и технологииНовосибирск

8743

12.04.2024

Мемориал литовцам снесли в Зиминском районе

Судебные приставы исполнили решение суда по сносу мемориала литовцам в селе Центральный Хазан Зиминского района. По сообщению регионального управления службы судебных приставов мемориальный комплекс был установлен незаконно.

Ярослава Грин

СобытияСкандалыИркутск

11400

10.04.2024

Лица Сибири

Гаськов Александр

Самойличенко Владимир

Скосырская Анна

Самойлович Владимир

Хартаев Валерий

Кудрявцева Галина

Иовлев Владимир

Сагдеев Ринель

Марач Сергей

Геевская Ксения