Весёлый взгляд идеалиста. К юбилею Ромена Роллана
155 лет назад, 29 января 1866 года, в семье нотариуса бургундского города Кламси появился на свет будущий писатель, драматург и музыковед, лауреат Нобелевской премии по литературе, премии «Фемина» и Большой литературной премии Французской академии Ромен Роллан.
Ромен Роллан с детства увлёкся изобразительным искусством и музыкой, окончил высшую школу Эколь Нормаль, куда впоследствии вернулся преподавать, защитил диссертацию в Сорбонне на тему «Происхождение современного оперного театра».
Перу Роллана принадлежат популярные монографии «Гендель», «Музыканты прошлого», «Музыканты наших дней», а также цикл эпических биографий «Жизнь Бетховена», «Жизнь Микеланджело» и «Жизнь Толстого».
Прославился профессор истории музыки и своими пацифистскими взглядами, которые в полной мере отразились в его в романе «Клерамбо», а также в сборниках статей «Предтечи» и «Над схваткой», посвящённых причинам и событиям Первой мировой войны.
Первое художественное произведение – трагедию «Святой Людовик» из будущего цикла пьес «Трагедии веры» – Ромен Роллан опубликовал в 1897 году. Среди других шедевров писателя – десятитомный роман‑эпопея «Жан Кристоф», социальный роман «Очарованная душа», повесть «Кола Брюньон».
В 1915 году Ромен Роллан был удостоен Нобелевской премии по литературе с формулировкой «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».
30 декабря 1944 года великий идеалист и пацифист скончался от туберкулёза в оккупированном немцами Везле. Ему шёл 79‑й год.
К юбилейной дате со дня рождения писателя – наша традиционная подборка цитат из его произведений.
Ничто так не нравится людям, как когда их хвалят за талант, менее всего им свойственный.
Порядок – это значит не делать того, что хочется, и делать то, чего не хочется.
Самых хороших и самых плохих актёров мы видим отнюдь не на сцене.
Вера хороша для тех, кто слаб по своей природе или ослабел от бледной немочи своего существования. Такие люди тянутся к богу, как травинка к солнцу. Кто сам в себе носит солнце и жизнь, не станет искать света где‑то на стороне.
Судьба – это оправдание безвольных душ.
Там, где не велик нравственный облик, нет великого человека.
Большинство людей, в сущности, умирает в двадцать-тридцать лет… Всю остальную жизнь они подражают сами себе, повторяя с каждым днём всё более механически и уродливо то, что уже когда‑то говорили, делали, думали или любили в те времена, когда они ещё были они.
Привычка, эта вторая натура, оказывается для большинства людей их единственной натурой.
Есть мертвецы, в которых больше жизни, чем в живых. Но есть и живые, которые мертвее всяких мертвецов.
Завёл жену – забудь тишину.
Мозг у каждого свой – своя копилка глупостей.
Как известно, широкая публика, когда ей предоставляют думать самостоятельно, перестаёт думать.
И кто, спрашивается, достоин быть любимым в силу собственных заслуг, а не волшебных чар снисходительной любви?
Великая подмога – уметь смеяться над самим собой.
Нет тумана, из которого не было бы выхода.
Человек познаётся за едой.
Главное, не уставать желать и жить. А всё остальное от нас не зависит.
Каждый человек носит в глубине своего «я» маленькое кладбище, где погребены те, кого он любил.
К счастью, я тоже умру. Иначе трудно было бы простить себе, что живёшь, когда другие умирают.
Мы ли едим, нас ли едят, на всё надо иметь весёлый взгляд.
Фото: csdfmuseum.ru