Гергиев вновь опозорился. Теперь в Германии
После череды конфузов на фестивале «Звёзды белых ночей» в Санкт-Петербурге маэстро Валерий Гергиев подвергся жёсткой критике в Германии. Разгромную рецензию на выступление российского музыканта, дирижировавшего 25 июля премьерой оперы Вагнера «Тангейзер» на открытии Байройтского фестиваля, опубликовало издание Die Zeit.
Обвинения немцев не голословны, но мы не будем загружать читателя музыкальными тонкостями, на которые сделан акцент в статье. И без них понятно, что наш маэстро в очередной раз решил проскочить «на халяву», не утруждая себя и музыкантов репетициями. В результате оркестр играл своё, солисты пели другое, дирижёр же не смог не только собрать их в единое целое, но и элементарно «попасть в темп». Не говоря уже о какой‑то собственной трактовке произведения.
Манеру дирижирования Гергиева немецкие критики сравнили с «неуверенным бормотанием». Die Zeit отмечает, что лишь высочайший уровень исполнителей позволил довести спектакль до конца, вопреки «стараниям гения», вставшего за дирижёрский пульт.
В конце вечера Гергиев был в буквальном смысле освистан немецкой публикой, прекрасно знающей, как не должна звучать опера их любимого композитора.
Случившееся неудивительно, поскольку вездесущий Гергиев подписался на руководство сразу тремя масштабными фестивалями практически в одно и то же время – Байройтским, Зальцбургским и фестивалем в Вербье. Как мы помним, народная мудрость не советует гнаться за двумя зайцами, что уж говорить о трёх.
Если взглянуть на концертный график Гергиева, то выступает он чуть ли не каждый день. Секрет невероятной работоспособности маэстро крайне прост – в отличие от своих коллег, Валерий Абисалович не тратит время на репетиции. Такой подход к делу позволяет подписать гораздо большее число контактов, что позволяет Гергиеву вот уже много лет оставаться самым богатым деятелем культуры в стране.
В России халтурный подход музыканта к своему ремеслу давно осознали, теперь начинает прозревать и Европа.
Немецкие журналисты недоумевают, как Гергиев решился совместить в своём графике сразу три фестиваля и не отказался от Байройта или Вербье. Ведь он не мог не понимать, что наложение постановок неизменно скажется на их качестве. Наивные немецкие профессионалы, им и в голову не приходит, что творцом может двигать банальная алчность, помноженная на невероятное самомнение.
Примечательно, что на пресс-конференции перед спектаклем Гергиева открыто спросили, не смущает ли его, что он не присутствовал практически ни на одной репетиции. Ответ гения был лаконичен: «Нет проблем». Однако, как мы видим, проблемы всё-таки возникли.
Самое скверное для немцев, что по контракту Гергиев должен дирижировать ещё пятью представлениями «Тангейзера» – 28 июля, 13, 17, 21 и 25 августа. Разумеется, параллельно с другими фестивалями.
Отзывы в российских соцсетях на немецкую критику маэстро не менее интересны, чем сама рецензия. Как мы писали выше, истинные почитатели классической музыки в нашей стране уже давно всё поняли:
«Отсутствие времени на репетиции опять сыграло с Маэстро злую шутку. Не прокатило, так сказать».
«Хорошо его приложили, да ещё и в таком авторитетном издании».
«Гергиев – редчайший халтурщик нашего времени, уже давно зарывший в землю, а точнее, в доллары, свой талант».
«А когда он учил и репетировал?! Этот самоуверенный и самовлюбленный тип уже не одно десятилетие занимается только бизнесом. Как музыкант он уже давно закончился».
«Независимая немецкая критика! Сколько можно гнать халтуру и на всех углах кричать, что он гений?»
«Если бы Гергиев был приличным человеком, то после такой рецензии он, ну если бы не застрелился, то отказался бы от дальнейших спектаклей».
Если бы был, то да, конечно…
Фото: nytimes.соm