Самолетом, поездом, машиной: великий шпионский экшен, снятый задолго до Бонда
60 лет назад был поставлен поздний шлягер виртуозного киношника Альфреда Хичкока «К северу через северо-запад», в котором живописнейшие злоключения гранд-джентльмена Гранта предвосхитили сразу всю бондиану.
Разбитного рекламщика (Кэри Грант) по недоразумению принимают за несуществующего в реальности шпиона, выдуманного в разведуправлении. Во избежание провала многофигурной комбинации-операции по разоблачению крупного госпреступника ребята из разведки уговаривают рекламиста притвориться тем вымышленным супершпионом. И сей берется за это дело, благо в последнее оказывается замешана, как всегда у Хичкока, точеная блонди то ли с порочными, то ли с добродетельными наклонностями.
«Все жанры хороши, кроме скучного!» – воскликнул как-то Вольтер. Те потребители-эстеты, которые все еще не согласны с французским вольнодумцем и полагают, что решительно все боевики, околошпионские триллеры и т. д. в совокупности как раз и представляют собой «плохой жанр», видно, попросту не знакомы с фильмами Хичкока вообще и с «К северу через северо-запад» в частности.
Хотя эта лента – не про Бонда и даже не про секретного агента (фильм снят за три года до «Доктора Ноу», первой серии похождений 007), не только всей бондиане в целом, но и абсолютному большинству когда-либо снятых боевиков и приключенческих фильмов далеко до этой картины – как до планеты Сатурн. «К северу через северо-запад» – нетленный и неповторимый остросюжетный шедевр, из которого, как из гоголевской «Шинели», вышла вся голливудская школа кинобоевика-блокбастера.
После вдумчивого причащения к сему произведению киноискусства возможен один лишь побочный эффект: способность наслаждаться теми крохами радости, которые содержатся в большей части современного развлекательного кино, может быть просто утрачена вами. Притом что тем, кто Хичкока не видал, вы нипочем не объясните, почему какие-нибудь хваленые «Координаты “Скайфолл”» – не одна из лучших, а, напротив, одна из худших частей бондианы. И если имя Шона Коннери многим по сей день что-то говорит, то упоминание Кэри Гранта почти повсеместно не вызывает ничего, кроме общего недоумения. Ну нету на свете справедливости… Хорошо хоть сам Хичкок остается «брендом», пусть и с нелепым реноме «короля ужасов».