Ай да Даррен, ай да Аронофски! Создателю «Реквиема по мечте» и «Черного лебедя» исполнился полтинник
Даррен Аронофски – один из самолучших современных американских кинорежиссеров. Пока что он снял всего семь фильмов, но все они оказались в том или ином отношении блестящими, даже неповторимыми. От Даррена никогда не знаешь чего ожидать, что делает его не только очень хорошим, но и безумно интересным в своей непредсказуемости кинодеятелем.
Как и большинство наиболее талантливых американских режиссеров, Аронофски родился в Нью-Йорке. К своему дебюту в кинематографе он шел достаточно долго – его первая полнометражная картина «Пи» снималась четыре года и вышла в свет лишь в 1998-м, когда Аронофски было 29. Зато успех этого остроумного артхаусного триллера про математика, попавшего в плен каббалистического морока, позволил Даррену взяться за куда более многообещающую картину – с приличным бюджетом, известными актерами и всем остальным, о чем приходится только мечтать толпам независимых режиссеров, среди которых «выйти в люди» удается лишь единицам.
Итак, в 2000-м вышла вторая картина Даррена – «Реквием по мечте», произведшая фурор на многих фестивалях и по сей день остающаяся одним из самых впечатляющих фильмов в истории. И уж по крайней мере другой столь же сильной картины антинаркотической направленности на свете, вероятно, нет. Эту ленту следовало бы в обязательном порядке демонстрировать старшеклассникам всех стран – никакое документальное предостережение (не говоря уже о ленивой лекции гастролирующего по школам нарколога) не сравнится с «Реквиемом» ни в одном отношении. Даже очень недурная позднесоветская «Трагедия в стиле рок» аналогичной тематики заметно меркнет на леденящем фоне фильма Аронофски, гениально озвученного его постоянным композитором Клинтом Мэнселлом.
В 2010-м вышел пятый и пока что лучший фильм Аронофски. Им оказался блистательный и заслуженно прославленный «Черный лебедь» – картина до того поэтичная и прекрасная в своем ироническом пафосе, что трудно даже поверить в существование тех зрителей, которых она ничуть не заворожила.
История про то, как прелестная белая ворона сначала перевоплощается в обольстительную черную мамбу, а затем и в прекрасного умирающего лебедя, не могла не снискать крупного успеха. Но вряд ли этот успех был бы столь же заслуженным, если б «Черного лебедя» не пустил в плаванье именно наш Даррен.