Феллини из Римини – гений и поныне. 99 лет со дня рождения великого режиссера
Феллини родился в Римини – курортном итальянском городе, древнейшем портовом поселении и посконной приморской провинции, где такому художественно одаренному мальчику, как Федерико, нечего было ловить, кроме мух и римских радиостанций. Туда – в Рим – он и переезжает уже в 17-летнем возрасте. Позади остается не только родной Римини, но и Флоренция, где юноша успел применить свои таланты художника и сочинителя, сотрудничая с различными массовыми изданиями.
Когда Федерико только перебрался в Рим, ему закономерно пришлось начинать с самых азов и низов, – опыт недолгого прозябания на дне жизни весьма пригодится ему в работе над будущими шедеврами. С Римом же будет отныне связана решительно вся его жизнь – творческая и личная.
В мир кино Феллини попал уже в возрасте двадцати лет: пописывая ерундовые сценарии для самых ерундовых лент, автор не брезговал параллельно сочинять примерно такую же чепуху и для радио. Как ни странно, именно звуку, а не изображению маэстро по гроб жизни был обязан за самое главное – ведь именно радио свело Федерико с его первой и единственной музой, его главной звездой, его Джульеттой. С той поры синьорина Мазина стала неотделима от своего будущего мужа и кинопигмалиона.
Актриса студенческого театра Джульетта Мазина прощебетала для радио какую-то глупость, сочиненную Феллини, а наутро проснулась любимой, о чем не догадывалась лишь в течение совсем незначительного времени. Поэтически мыслящий Федерико дерзнул заочно влюбиться в обладательницу столь прелестного голоса – и явленный ему вскоре облик Джульетты ничуть не разочаровал сочинителя. Правда, позже облик Мазины – далекий, прямо скажем, от канонов кинокрасоты – будет весьма смущать феллиниевских продюсеров: режиссеру лишь с третьей попытки удастся в полной мере продемонстрировать всем сомневающимся выдающиеся таланты его спутницы жизни. То будет знаменитая картина «Дорога» (1954), несказанный мировой успех которой станет самым лучшим подарком к 10-летней свадебной годовщине Федерико и Джульетты.
В 1960 же году на долю Феллини выпала еще более неслыханная удача – его полускандальная картина «Сладкая жизнь» прославилась на весь мир и получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. С тех пор и поныне Феллини – сверхклассик и один из главных синонимов самого слова «кинематограф».