«Папа-2». К 75-летию Де Ниро и 44-летию фильма «Крестный отец, часть II»
На протяжении довольно долгого времени второй «Крестный отец» оставался единственным фильмом, в котором снялись (пусть и ни разу не встречаясь в кадре по понятным сюжетным причинам) два величайших (итало)американских актера последней четверти прошлого столетия – Роберт Де Ниро и Аль Пачино. И по сей день «Отец-2» остается лучшим их совместным проектом, невзирая на все достоинства почти столь же известного фильма «Схватка».
В первой серии сын главы преступного клана Майкл Корлеоне (Аль Пачино) вернулся с войны и возглавил семейный бизнес. Во второй части Майкл укрепляет свои позиции в собственных семье и «семье». С последней дела обстоят неплохо – бизнес идет в гору и приобретает все большую легализацию. А вот первая – и вроде бы приоритетная – разновидность семьи практически уже трещит по швам: от Майкла собралась уходить его возлюбленная супруга Кей (Дайана Китон). В этих обстоятельствах Майкл все чаще вспоминает рассказы своего покойного отца дона Вито (Роберт Де Ниро) о его отнюдь не беззаботной, но достойно прожитой молодости.
Гигантским успехом, который по сей день сопутствует главному творению Фрэнсиса Форда Копполы, режиссер обязан прежде всего отменной литературной основе. К тому же сам автор одноименного баснословного романа Марио Пьюзо написал сценарий что к первой, что ко второй части.
И, конечно же, обе этих части обречены вечно пребывать в десятке самых крутых кинокартин за всю историю. Аккурат крутизна данной, первой на свете, масштабной киносаги из жизни мафии послужила (и продолжает служить) незыблемым каноном для всех мало-мальски пацанских лент – от тарантиновских «Бешеных псов» до балабановского «Брата».
Как известно, в первом «Крестном отце» ни разу не были произнесены страшные слова «мафия» и «коза ностра». Во второй же части мы без конца слышим их на протяжении всей картины. Уже этот факт сообщает главное о сем сиквеле: в продолжении своего opus magnum Коппола с самого начала вознамерился ни в чем себя не ограничивать. Об этом громко свидетельствует и продолжительность фильма (почти три с половиной часа!), и его ледяная монументальность, и замах на воссоздание во всей полноте двух эпох сразу – века Вито и эры Майкла.