Утомительная «Матильда». Режиссер – Алексей Мучитель
В прокат так-таки вышла «Матильда» – и теперь все могут убедиться в том, о чем так долго толковали большевики и другие антимонархисты. А именно в том, что «Матильда» – не фильм, а пустое место: ничтожный, беспомощный и вполне идиотский опус. Ну да ведь суперпосредственность по фамилии Учитель и всегда-то снимал вялые, жалкие, пошлые поделки. После «Матильды» ж его впору раз и навсегда переименовывать в Мучителя – до того, значит, тотально невыносимое кинцо он сварганил.
В 1890 году папаша (Сергей Гармаш) 22-летнего Николаши Романова (Ларс Айдингер) советует ему обратить внимание на 18-летнюю балерину Матильду Кшесинскую (Михалина Ольшаньская). Николаша обращает – и натурально-моментально-монументально обалдевает. На свою безмозгло-юную голову – и на папину умудренно-седую.
Ведь Николашке вскорости жениться на заморской принцесске Алиске (Луиза Вольфрам), а его от энтой лахудры Матильды клещами не оттащишь. У последней еще и отвергнутый поклонник нарисовался – некий поручик Воронцов (Данила Козловский). Хочет бедную убить, балерину погубить… А заодно и шастающего за ней по пятам глупого Николашу. Экие страсти – ну прямо все-все смешалось в доме Романовых.
О том, какой баснословный пиар сделали «Матильде» экзальтированный депутат Н. В. Поклонская и многочисленные адепты ея с общеизвестным в Интернете диагнозом ПГМ (православие головного мозга), писано уж достаточно.
К сожалению, вся эта история лишь окончательно дискредитировала само понятие «скандального» фильма. Когда-то воистину скандалезное кино снимали мэтры из мэтров – Кубрик, Бертолуччи, Пазолини, Скорсезе. Но все это великий (для синематографа уж точно) двадцатый век. А к чему мы пришли в двадцать первом? Первейшим киношным скандалистом своего поколения рискует прослыть никчемный Мучитель. Иными словами, «учитель» на букву «м».
Конечно, «Матильда», как и переживал фан-клуб ничтожного царишки Николашки, – кино вельми похабное. Да только прежде всего в том смысле, в каком В. И. Ленин называл «похабным» Брестский мир. То есть фильм этот не столько непристоен, сколько бесстыден. Казалось бы, ну нельзя быть такими безвкусными, безграмотными, безыдейными дураками, каковы создатели «Матильды». Ан нет – льзя. В нашем нынешнем квазикинематографе, как известно, и невозможное возможно.