«И шо я в тебя такой влюбленный?» 50 лет фильму «Свадьба в Малиновке»
В бесшабашный послереволюционный период, когда власть в иных населенных пунктах новорожденной Страны Советов менялась каждые полчаса, в украинской деревне Малиновке амурничают ядреная девка Яринка да гарный хлопец Андрейка. Несчастье подкрадывается к ним незаметно – в лице изрядно шутовской анархической банды, которую возглавляет атаман Грициан Таврический.
Влюбленным песнями и плясками помогает гулливый народ, представленный прежде всего артиллеристом Яшкой (Михаил Пуговкин). Грициану же раньше всех пособляет гомерически смешной одесский уголовник Попандопуло (Михаил Водяной). Неизменной власти (ясно, советской) – быть, контру – долой.
В год, когда во Франции вышли сверхжизнерадостные «Девушки из Рошфора», Советский Союз одарил своих граждан не менее витальным мюзиклом – причем не просто так, а в честь юбилея Великого Октября. И чтобы хоть отчасти не проникнуться этой наилюбимейшей, да и наилучшей, отечественной киноопереттой, надо, вероятно, быть каким-то совсем уж невозможным сухарем.
Хореография продумана и реализована, как в лучших западных образцах жанра; песенных номеров очень много, но зато и проходных среди них просто-напросто нет; особенно хороши, понятное дело, комические куплеты. Верчение камеры оператора Фастовича вокруг дерева, по которому козликом скачет Андрейка; взлет объектива вслед за Яринкой, уносящейся в голубые небеса на мельничном крыле; долгое горизонтальное слежение за семенящим по берегу реки Попандопуло… – такими техническими украшательствами советское кино баловало зрителя не часто, но «Свадьбе» все дозволялось из-за ее приурочения к важной дате.
Наверное, по этой же причине «Малиновка» негаданно стала подлинным кладезем одесской народной мудрости, киношным олицетворением коей навсегда обречен остаться преступно мало снимавшийся Михаил Водяной. «Что ты молчишь, как рыба об лед?»; «При всей публике такие жестикуляции… Ша, разойдемся красиво»; «Согласно приказу имеем на свадьбу феноменальную музыку в лице данного вундеркинда»; «Хлопцы у нас – абсолютно мировые. Форменные звери, вроде меня»; «А седьмой пулемет я по секрету от пана атамана выменял на эти вот штанишки»; «Оторву тебе голову и скажу, что так и было»… Короче, в смысле «крылатости» Попандопуло может потягаться со многими персонажами из комедий Гайдая.