Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

27985

30.08.2017, 16:46

Киноархив-1977: Кто наиболее удачно экранизировал «Ревизора»? Конечно, великий Гайдай!

40 лет назад был снят фильм «Инкогнито из Петербурга».

Если предыдущую работу Гайдая – блистательный альманах «Не может быть!» (1975) по мотивам Зощенко – допустимо назвать слегка недооцененной, то «Инкогнито из Петербурга» – картина, недооцененная преступно. Это не только максимально «кинематографичный» «Ревизор» (Гайдай никогда не снимал ни фильмов-спектаклей, ни телевизионных фильмов) – это «Ревизор» предельно аутентичный, истинно гоголевский.

Российская империя, 1830-е годы. В уездном городишке случайно оказывается оставшийся без денег петербургский вертопрах Хлестаков (Сергей Мигицко). Местные чиновники-взяточники, взбудораженные ожиданием ревизора, долженствующего приехать инкогнито, принимают за важную и опасную для них персону именно Хлестакова. Городничий (Анатолий Папанов) приглашает недоросля в свой дом, городничиха (Нонна Мордюкова) строит ему куры, а перепуганные местные идиоты, состоящие на госслужбе, усердно «одалживают» петербуржцу значительные суммы… В подтексте этой почти водевильной историйки достается на орехи всей России, а пуще всего – Николаю Палкину, по его собственному признанию.

Во время съемок Сергею Мигицко было 23 года, то есть ровно столько же, сколько и гоголевскому Хлестакову.

Гайдай снял на тот момент всего лишь вторую в нашей стране киноверсию бессмертной гоголевской комедии (первой был фильм Владимира Петрова, вышедший в 1952 году и больше похожий на очередной киноспектакль). Режиссер, несомненно, понимал, что, перенося на пленку произведение из школьной программы, трудно будет снискать по-настоящему большой успех у зрителя. В этом смысле «Инкогнито из Петербурга» был для Гайдая осознанным шагом назад. И одновременно, пожалуй, самым смелым экспериментом в его творчестве: скрестить хрестоматийную классику с собственным эксцентрическим стилем – кто еще решился бы на такое?

Но если бы Леонид Иович знал заранее, под какой прессинг со стороны кинематографического руководства попадет эта картина по завершении работы над ней, он, возможно, и не взялся бы за Гоголя. Во всяком случае перспективы экранизировать Салтыкова-Щедрина или Лескова уже не увлекали Гайдая, как только он убедился, что дореволюционная сатира – даже более «труднопроходимый» на экраны материал, чем сатира советских авторов. Произведения Ильфа и Петрова, Зощенко, Булгакова все-таки жестко привязаны к тому времени, в которое были написаны, тогда как склонный к обобщениям и прозрениям Гоголь бичевал пороки, вечно актуальные для России – что царской, что советской, что постсоветской.

Впрочем, Гайдаю зачастую действительно удавалось протаскивать на экраны очень острые вещи – в этом смысле мало кто еще из советских режиссеров столь же часто рисковал, а тем более выходил сухим из воды после подобных рисков. Гайдаю это удавалось почти два десятилетия подряд. «Инкогнито из Петербурга» стал вторым (после «Жениха с того света» 1958 года) и последним его фильмом с несчастливой судьбой.

Гайдай не сомневался, что не найдет лучшего Хлестакова, чем Олег Даль, но последний от роли отказался. И это одно из самых досадных упущений в истории советского кино!

Однако все неприятности обрушились уже на полностью готовую картину. А работал над ней Гайдай, как всегда, с энтузиазмом и без давления с чьей-либо стороны. Лишь когда «Инкогнито» было закончено, фильм подвергся безжалостной вивисекции. «Все сцены, которые я не механически переносил из пьесы, а творчески обогащал, осовременивал, полетели в корзину», – сокрушенно рассказывал об этом сам режиссер.

Но даже в порезанном виде фильм «Инкогнито из Петербурга» был и остается по сей день наилучшей экранизацией «Ревизора». Здесь максимально возможное для экранизации классической пьесы количество натурных съемок, традиционно бойкий гайдаевский монтаж, зажигательная зацепинская музыка и вереница блистательных актеров, играющих в едином эксцентрическом ключе.

Одно удовольствие наблюдать за тем, как Гайдай буквально в каждом эпизоде стремится расцветить, оживить и предельно визуализировать упоительный гоголевский текст. Так, в сцене хлестаковского хвастовства Мигицко произносит надлежащие слова из пьесы: «На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз», – а пальцами в то же время показывает, что этот фантастический плод, стоящий целое состояние, оказывается, был величиной с горошину. Любитель неслыханных литот и гипербол Гоголь наверняка одобрил бы такое прочтение своего шедевра.

«Инкогнито из Петербурга». Режиссер: Леонид Гайдай. СССР, 1977

Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

27985

30.08.2017, 16:46

URL: https://babr24.net/?ADE=164420

bytes: 4638 / 4499

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Кирсан Цианов.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Памяти ренессанса бурятского балета. «Корсар» Морихиро Иваты на развалинах БГАТОиБ

9 и 10 ноября в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова произошло знаменательное событие: на сцену вернулся балет «Корсар» в постановке Морихиро Иваты.

Филипп Марков

КультураБурятия

3791

26.11.2024

Бабродвиж в Новосибирске: опера «Севильский цирюльник», мастер-класс «Стежок за стежком» и лекция «Новосибирск поэтический»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 27 ноября по 3 декабря жители и гости города смогут посетить мастер-классы, спектакли и лекции.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

2654

26.11.2024

Нотка позитива, или Нацпроект «Культура»

Нацпроект «Культура» реализуется в Новосибирской области с 2019 года. За это время программа стала колоссальной возможностью для реализации творческого потенциала.

Адриан Орлов

КультураНовосибирск

1834

26.11.2024

Цена победы за кулисами войны. «Халхин Гол. Тангариг» в Бурятском театре драмы

Взаимопонимание между театром и зрителем нарушается, если в театре ставятся маловажные проблемы. Андрей Гончаров, «Мастерство режиссера» Бурятский драмтеатр ставит чаще всего важные проблемы. Спектакль «Халхин Гол. Тангариг» ярко иллюстрирует эту тенденцию. Но нахлынувшие чувства проходят.

Виктор Кулагин

КультураИсторияБурятия Монголия

3741

26.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: арт-вечер «Байкальский лёд», спектакль «Летучая мышь» и интеллектуальный турнир «Культурные игры»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 26 ноября по 1 декабря у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игровые программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

4754

25.11.2024

Бабродвиж в Красноярске: экскурсия «Сны Сибири», мастер-класс «Заветная шкатулка» и спектакль «Хождение по мукам»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 23 по 29 ноября жители и гости города смогут посетить игры, спектакли и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияКрасноярск

8723

22.11.2024

Деревенский уикенд. «Манюня» возглавила прокат, «Еретик» – третий

Манюня без особых хлопот отправила Ангелину Стречину с её «Любовью Советского Союза» на вторую строку чарта и единолично возглавила российский кинопрокат. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

8447

22.11.2024

Афонтова гора Ивана Савенкова: итоги викторины Бабра

В прошлые выходные Бабр в своём телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) проводил очередную викторину. Настало время подвести её итоги. В 1884 году на этой территории археологом Иваном Савенковым была открыта первая из стоянок древних людей эпохи палеолита.

Анна Роменская

КультураНаука и технологииОбществоКрасноярск

10793

22.11.2024

«Стихи о Красноярске»: торопитесь, осталось недолго

Спешим напомнить, что в нашем телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) продолжается конкурс «Стихи о Красноярске». Конкурс длится с 3 сентября, но к настоящему моменту в красноярскую редакцию прислали только два произведения.

Анна Роменская

КультураОбществоКрасноярск

4974

22.11.2024

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

6184

21.11.2024

Бабродвиж в Томске: спектакль «Край одуванчиков», мастер-класс «Мелодии на ткани» и выставка «Посвящение»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 22 по 28 ноября жители и гости города смогут посетить игры, мастер-классы, спектакли и выставки.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

9025

21.11.2024

Спицын vs Астафьев. Это вам не кули ворочать, или Кто здесь гнида?

Вокруг огромное поле проходимцев, называющих себя историками.

Филипп Марков

КультураСкандалыКрасноярск Россия

12137

20.11.2024

Лица Сибири

Лескин Владимир

Фролов Леонид

Варнавский Владимир

Юрасов Денис

Гришин Сергей

Тютюшева Юлия

Рихванова Марина

Стрельченко Мария

Варфоломеев Александр Георгиевич

Иванов Антон