Киноархив-1982: Пытка апельсинами и другие приключения Пуговкина с Кокшеновым
35 лет назад вышла тринадцатая комедия Леонида Гайдая «Спортлото-82».
Это единственная не основанная на литературном произведении картина среди тех шести, на которых сотрудничали Гайдай и сценарист Владлен Бахнов. И, право, жаль, что больше таких не было. Ведь сей фильм, создававшийся, казалось бы, с прицелом на актуальность, с намерением аутентично отобразить здесь-и-сейчас (что следует уже из названия), не устарел почти в такой же степени, как и общепризнанные гайдаевские шедевры и шлягеры.
Хлюпик Костя (Альгис Арлаускас) по дороге на курортный отдых дарит своей попутчице по купе Тане (Светлана Аманова) лотерейный билет «Спортлото». Таня заполняет билет и при свидетелях отдает его Косте на хранение. Одним из этих купейных свидетелей оказывается пожилой прохиндей и спекулянт Сан Саныч (Михаил Пуговкин). Когда обнаружится, что Танин билет выиграл 20 тысяч и что талон при этом случайно оказался у забравшегося высоко в горы Миши (Андрей Толшин), начнется типичная гайдаевская погоня длиной в полфильма.
Поначалу опережать всех положительных и полуположительных (Денис Кмит) героев в этой гонке будет не кто иной, как Сан Саныч вместе со своим туповатым помощником-амбалом Степаном (Михаил Кокшенов). Впрочем, совершенно законный азарт этой авантюры (как еще можно было официально получить в СССР такую кучу денег?) стирает границы между порядочностью и непорядочностью. «Деньги пока еще никто не отменял», как говорилось в другом фильме. Или, как выразился уже в обозреваемом фильме директор турбазы «Орлиный приют» (Борислав Брондуков), «Играйте, люди, в “Спортлото” – за это не осудит вас никто!».
24-летний Арлаускас и 20-летняя Аманова после съемок у Гайдая, казалось, могли рассчитывать на многое, но по тем или иным причинам не выбились в звезды.
80-е были самым сложным и неоднозначным десятилетием в карьере Гайдая. Работа над двумя последними его картинами семидесятых годов – «Инкогнито из Петербурга» и «За спичками» – разочаровала Леонида Иовича: каждая по-своему. Выход из положения виделся один – завязать с экранизациями и вновь снять комедию по оригинальному сценарию на современную тему. Проблема снова упиралась в сценарий. Кинодраматурги, как и раньше, заваливали Гайдая своими сочинениями, но ничего подходящего для себя режиссер среди них по-прежнему не обнаруживал.
Выручил постоянный гайдаевский соавтор Владлен Бахнов, подав идею сценария о погоне за выигрышным лотерейным билетом. Для эксцентрической комедии сюжет благоприятнейший, поэтому Гайдай сразу ухватился за эту идею. Не беда, что он уже снял два фильма о поисках клада – «Бриллиантовую руку» и «12 стульев». Зато именно эти картины можно считать вершинами гайдаевского творчества – и новая аналогичная лента просто не могла хотя бы отчасти к ним не приблизиться. Так и вышло – «Спортлото» вплотную примкнуло к прежним шедеврам Гайдая. Пусть и отчасти (то есть само шедевром не стало).
В роли матерого (но максимально обаятельного, как это водится в комедиях Гайдая) жулика Сан Саныча сценаристы изначально видели только Михал Иваныча Пуговкина.
Заминки начались уже в процессе кастинга. Гайдай давно не снимал молодежь – и не знал, каковы в деле звезды, появившиеся на рубеже десятилетий. Впрочем, Леонид Иович очень хотел поработать с Михаилом Боярским, а на главную женскую роль в «Спортлото» – «фирменной девочки» Тани – режиссером, кажется, заранее была намечена Лариса Удовиченко.
Сыграли, однако, Арлаускас и Аманова – и для обоих актеров эта картина навеки осталась наиболее заметной их работой в кино. Боярский же великолепно исполнил практически рок-н-ролльную песню Александра Зацепина «За удачей спешим», играющую на вступительных титрах картины. А Удовиченко озвучила небольшую роль знойной секретарши директора турбазы, сыгранную Луизой Моссендз. В следующем фильме Гайдая «Опасно для жизни!» Лариса все-таки исполнит одну из главных ролей.
Успех, выпавший на долю ленты в первый год проката, был вполне сопоставим с когдатошним зрительским приемом «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки». «Спортлото» стало лидером советского проката 1982 года. Однако критика отнеслась к новой комедии предвзято и даже неприязненно. Но время вновь (как и в случае десятка других картин Гайдая) доказало беспочвенность этих нападок. Какую еще из юморесок 80-х можно смотреть сегодня с аналогичным кайфом? Так что «Спортлото-82» – forever!
«Спортлото-82». Режиссер: Леонид Гайдай. СССР, 1982