Кино-2017: Из огня да в клоаку. Безумный триллер с кровью, потом и дерьмом
В прокате – «Дикая история», сверхэкспрессивная черноюморная жесть в исполнении по-хорошему сумасшедшего гишпанского режиссера Алекса де ла Иглесиа.
В завалящий мадридский бар вваливается красотка (Бланка Суарес) с разряженным смартфоном. Искомого зарядника в заведении не обнаруживается – девица в смятении: она торопилась на первое свидание с интернет-знакомцем, коего никогда не видела наяву; и вот какой казус. В растрепанных чувствах барышня присядет у стойки – и через минуту поймет, как хорошо она сделала, что сразу не ушла отсюда. Вышел на улицу другой посетитель – и его тотчас застрелили. Кто и откуда стрелял, непонятно. Не успел еще один клиент высунуть нос на улицу, как ухлопали и его.
В баре осталось человек восемь – все горячие испанцы, даже с виду кроткий хипстер-бородач (Марио Касас), вызывающий у главной героини наибольшую симпатию. Все остальные, собравшиеся здесь, в той или иной степени отвратительны, – и старуха-хозяйка бара, и нахальный бизнесмен, и толстая любительница «одноруких бандитов». И особенно – полуневменяемый бомж, тоже не вовремя вползший в бар выцыганить у выпивох сентимо-другой.
И пока все эти несносные людишки сверхэмоционально трепались и жестикулировали на тему того, кто виноват и что делать, с улицы исчезли трупы – и там не осталось ни души: ни живой, ни мертвой. Но кто ж теперь полезет на волю? Постепенно пленники бара допытываются до истины – они попали в зону заражения, и внутренние войска непременно их уничтожат. Спасение одно – залезть в подвал и попробовать выбраться через канализацию. Полоумной коллективной прогулке по коллектору и будет посвящена вся вторая половина фильма.
За вычетом смертоубийственной жести, «Дикая история» – такая же дичь, как «Я очень возбужден» Альмодовара, только без геев.
Гишпанский постановщик Алекс де ла Иглесиа – виднейший из наследников дона Педро Альмодовара. Такой же адепт дурного вкуса, кича и густопсовой вульгарности, обладающий при этом несомненным талантом. Но если Альмодовар налегал и налегает все больше на комедии да мелодрамы, то Иглесиа снимает истый жесткач – кровавые, мясные, брутальные и чудовищные триллеры, хорроры, боевики и чернушные фарсы.
В оригинале «Дикая история» именуется попросту «Баром», но что правда, то правда: история – дикая, дичайшая даже. Хотя такое название можно дать решительно любому фильму Иглесиа. И дело не в сюжетах – в этом отношении Алекс не так уж вопиющ. Люди чем-то заразились, на них охотятся – это ж типичный голливудский зомби-муви, только показанный глазами зараженных, а не охотников.
У Альмодовара красава Суарес покамест снималась в небольших ролях. Иглесиа дал ей главную – и не прогадал.
У испанца вся соль – в деталях, подробностях, самой атмосфере его картин. Почти все работы Иглесиа построены по одному принципу: они начинаются как обычные, заурядные жанровые фильмы, но очень быстро все скатывается в полнейшую лютость, отмороженность, бешенство и психопатию до кровавых мальчиков и девочек в глазах. То есть Алекс де ла Иглесиа – это как ранний Сорокин в своих рассказах. У Сорокина, однако, жесть и шокинг обычно занимали последнюю четверть того или иного рассказца. У Иглесиа наоборот: пять-десять минут на сборы – и вперед, улетаем с катушек и несемся в преисподнюю, буравя башкой с рогами землю. В «Дикой истории» аналогом такой преисподней является мадридская клоака.
При этом режиссер, конечно, не трэшмейкер, а пересмешник-интеллектуал. Его кич сознателен – и полон тонких аллюзий. В частности, сама история в «Дикой истории» не может не напомнить о ленте «Ангел-истребитель» великого испанца Бунюэля, в которой гости, собравшиеся в особняке, не могли из него выйти вовсе без какой-либо причины.
Дурного вкуса в «Дикой истории» – не меньше, чем в фильмах знаменитого Джона Уотерса. Но, как и у него, у Иглесиа, так сказать, хороший дурной вкус.
Иглесиа скрещивает одухотворенные озарения прославленного соотечественника-сюрреалиста с полной попсой – вроде американского камерного триллера «Телефонная будка». Ну или с более ранним «Нападением на тринадцатый участок» Карпентера – фильмом симпатичным, но, конечно, «класса Б» (у Иглесиа – скорее «А» в «Б-обертке»).
В заключение традиционно попеняем на перевод. Он в целом хорош, но упоминаемую в одном месте Россию (в связи с трагедией «Норд-Оста») толмачи заменили Гондурасом. Ужели не могли менее комическое название выбрать, патриоты хреновы?
«Дикая история» (El bar) (18+). Режиссер: Алекс де ла Иглесиа. Испания, Аргентина, 2017