Кино-2017: Майкл Бэй и роботы Круглого стола
В прокате – «Трансформеры: Последний рыцарь», пятая часть идиотского сериала, в которой железобетонные пришельцы вспоминают своего средневекового другана короля Артура.
Уже после того, как противоборствующие кланы инопланетных одушевленных машин-трансформеров – автоботы и десептиконы – в очередной монструозной битве друг с другом разгромили Чикаго (см. фильм «Трансформеры-3: Темная сторона Луны», 2011), американские власти объявили пришельцев вне закона. В предыдущей четвертой серии («Эпоха истребления», 2014) отец-одиночка и горе-изобретатель Кейд Йегер (Марк Уолберг) добровольно взялся укрывать представителей наиболее симпатичного трансформерского сообщества – автоботов – от гадких церэушников, которые рыскали по всем Штатам и дознавались у всякого фермера, не спрятался ли в его гараже, амбаре или сарае какой-нибудь Оптимус Прайм под видом никчемного грузовика, доживающего свои дни.
Оптимус Прайм – это, если кто не в курсе, лидер автоботов и, по сути, главный герой всей этой несусветной франшизы. Друзей среди людей Оптимус выбирает себе соответствующих – обманчиво неудачливых, но зато добряков и вообще славных малых. Йегер, конечно, именно таков. Отчасти жаль, конечно, что в данной новейшей серии нам не покажут его сочную дочурку Тессу. Ну да зато ей на замену пришла более взрослая, но и еще более секси, барышня Вивиан (Лора Хэддок) – профессор Оксфорда с внешностью порномодели. Йегер с ней, понятно, замутит, а между делом снова спасет планету от происков позорных десептиконов.
Вот какие профессора нынче преподают в Оксфорде!
Чтобы кино, однако, хоть чем-то отличалось от четырех предыдущих частей, авторы внедрили сюда совсем уже запредельную дичь – про короля Артура, рыцарей Круглого стола, чокнутого старикана Мерлина… в общем, про все то, о чем повествовал еще более унылый недавний блокбастер Гая Ричи. И если последний не посовестился пригласить в свою муть большого английского артиста Джуда Лоу, то вконец беззастенчивый Майкл Бэй взял еще выше – и ангажировал для «Трансформеров» самого Энтони Хопкинса. Тот играет классического британского аристократа, являющегося хранителем богатых исторический сведений о трансформерах, которые, как выяснилось, тусуются на нашей планете чуть ли не с дохристианских времен. И когда полувеликий Хопкинс вальяжно беседует с гигантскими трансформерами – это, доложу вам, такая умора, какую Бэй нам, кажется, доселе нигде еще не казал.
Робот-дворецкий, живущий в доме сэра Энтони Хопкинса и страдающий психическим расстройством своей металлической личности.
Вот если б только еще Бэй хоть попытался бы рассказывать какую-нибудь историю, а не просто глушить зрителя, как рыбу, своей монструозной образностью. Мало-мальски связную структуру этим «Трансформерам» – знатный «кинематограф абсурда» из них бы вышел. Представьте, что сценарий к голливудскому блокбастеру доверили писать Беккету и Ионеско. А потом такой блокбастер еще и сняли бы за 200 с лишним миллионов. Ах, какой бы это был фильм!
К сожалению, Бэя такая идея, видимо, не посещала, да и Беккет с Ионеско давно умерли. Поэтому Майкл предпочитает вовсе ничего не рассказывать, а идти другим – собственным, окольным, кривым, пренелепым, дьявольски раздражающим – путем. Глушить и глушить – ничего кроме. Грохот, лязг, пальба и канонада – не только акустические, но и визуальные. Отчетливо болезненный, так сказать, творческий почерк Бэя впору окрестить «бешенством монтажа» или «головокружением от бюджета». Ну кому еще в современном кино могут выдать на руки 200 с лишним лямов – и дозволить снимать столь тотальный сумбур и бардак вместо блокбастера и синематографа? Да никому, кроме Бэя! Вот мужик и летит с катушек на всех парусах – и с каждым следующим фильмом только ускоряется (хотя, казалось бы, куда уж дальше-то?).
С предыдущей серии ничего не изменилось – трансформеры на планете Земля по-прежнему вне закона. И закон, как ни смешно, по-прежнему не знает, где эти гадские гиганты от него прячутся.
Говорят, «Последний рыцарь» – последний фильм цикла с режиссурой Бэя. Что будет с франшизой, когда ею займутся бэевские выученики и выкормыши, страшно даже вообразить. Но то, что серия пополнится еще как минимумом десятком картин – это уж точно. И тогда благодарные зрители «Трансформеров», вопреки народной мудрости из мультфильма про Простоквашино, уже наверняка коллективно сойдут с ума.
«Трансформеры: Последний рыцарь» (Transformers: The Last Knight) (12+). Режиссер: Майкл Бэй. США, 2017