Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

12786

06.07.2017, 13:20

Киноархив-1962: Леонид Гайдай на Диком Западе. Самый лучший фильм по новеллам О. Генри

55 лет назад была снята картина «Деловые люди» – первый альманах Гайдая, поставленный по рассказам культового американского юмориста.

Это третья из восьми экранизаций нашего великого комедиографа (после дебютного «Долгого пути» по рассказам Короленко и короткометражного «Пса Барбоса» по фельетону Олейника). И более отменной ленты по О. Генри не создал никто – даже выдающийся соотечественник последнего Говард Хоукс.

Бандит и владелец коня Боливара Акула Додсон (Владлен Паулус) не оставит шансов на выживание своему приятелю Бобу Тидболу (Александр Шворин), чья гнедая сломала ногу. Со словами «Боливар не выдержит двоих!» Акула пристрелит Боба… Незадачливый вор (Юрий Никулин) заберется в дом солидного обывателя (Ростислав Плятт), но, вместо того чтоб ограбить, крепко сдружится с ним на почве ревматизма… А потешные жулики Сэм (Георгий Вицин) и Билл (Алексей Смирнов) похитят ради выкупа малолетнего «вождя краснокожих» (Сергей Тихонов) – и очень, очень, очень об этом пожалеют… Но что делать, это бизнес, беби, так мы живем у нас в Америке.

Открывающая фильм пятнадцатиминутка «Дороги, которые мы выбираем» фактически была первым советским вестерном.

После «Самогонщиков» того же 62-го года Гайдай довольно быстро нащупал идею следующего фильма. Ему хотелось максимально далеко отойти от тематики двух ударных короткометражек с троицей. Ведь уже и «Самогонщиков» он не очень хотел снимать – на «Мосфильме» упросили. Но теперь уж все, твердо решил Гайдай, никаких больше бывалых, трусов и балбесов. Леонид Иович понимал: начни он снимать новую комедию на современном материале – ему будут вновь навязывать полюбившееся всей стране трио. Он же всерьез считал, что эти герои себя исчерпали. Видимо, именно для того, чтобы как можно тверже заявить о таком своем решении, он задумал экранизировать литклассику.

Возможно, на этом этапе Гайдаем могла бы овладеть нерешительность: которого писателя выбрать? Ясно, что остроумного, веселого, но таких масса. Гайдай перебирал книги своих любимых юмористов и очень быстро остановился на одном-единственном из них – О. Генри. В 1962 году со дня рождения прославленного американского мастера новеллы исполнялось сто лет, а заявки на фильмы, приуроченные к значимым круглым датам, на студиях обычно не отклоняли. К тому же О. Генри считался в СССР писателем прогрессивным, поскольку обличал загнивающее капиталистическое общество.

Плюс ко всему Гайдай намеревался продолжать свои искания в области эксцентрики, но пока еще не решался переходить в этом направлении от короткого к полному метру. О. Генри как виртуоз короткого рассказа идеально подходил для того, чтобы экранизировать его произведения в формате альманаха. А если все короткометражки для такого альманаха снимает один режиссер, то получается собственный полнометражный фильм этого режиссера.

В общем, концепция была ясна сразу. Оставалось только выбрать из обширного наследия новеллиста те самые несколько рассказов, которые лучше всего подходят для кинематографа вообще и для эксцентрической комедии в частности.

Думается, в том, что одной из составляющей альманаха должен стать «Вождь краснокожих», Гайдай не сомневался с самого начала. Это один из самых известных рассказов О. Генри, притом открывающий массу возможностей именно для его трактовки в духе слэпстика – трюковой американской комедии, королем коей стал советский Гайдай.

Все 50 минут продолжительности новеллы «Вождь краснокожих» заполняют типично гайдаевские эксцентрические «штучки».

А вот выбор еще двух рассказов, в итоге экранизированных Гайдаем, по сей день вызывает удивление у многих поклонников режиссера. Особенно непривычно в контексте последующего гайдаевского творчества выглядит мрачная новелла «Дороги, которые мы выбираем», открывающая киноальманах «Деловые люди». За «Дорогами» следуют «Родственные души» – рассказ более веселый, но скорее разговорный: действия в нем не так много. Судя по всему, Гайдай стремился к четкому разграничению трех новелл, составивших его картину: от почти минорной к довольно потешной, а уж после нее – к совершенно уморительной. Подлинная эксцентрика присутствует только в этой последней части – «Вожде краснокожих». Получились три небольших фильма, решенные не то что в разной стилистике, но даже и в разных жанрах. Гайдай справился с этим блестяще, выказав завидное мастерство – как владение формой и приемами, так и способность перенимать и виртуозно пародировать узнаваемые элементы «буржуазного кино».

«Деловые люди». Режиссер: Леонид Гайдай. СССР, 1962

Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

12786

06.07.2017, 13:20

URL: https://babr24.net/?ADE=161906

bytes: 4668 / 4533

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Кирсан Цианов.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Памяти ренессанса бурятского балета. «Корсар» Морихиро Иваты на развалинах БГАТОиБ

9 и 10 ноября в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова произошло знаменательное событие: на сцену вернулся балет «Корсар» в постановке Морихиро Иваты.

Филипп Марков

КультураБурятия

3617

26.11.2024

Бабродвиж в Новосибирске: опера «Севильский цирюльник», мастер-класс «Стежок за стежком» и лекция «Новосибирск поэтический»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 27 ноября по 3 декабря жители и гости города смогут посетить мастер-классы, спектакли и лекции.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

2599

26.11.2024

Нотка позитива, или Нацпроект «Культура»

Нацпроект «Культура» реализуется в Новосибирской области с 2019 года. За это время программа стала колоссальной возможностью для реализации творческого потенциала.

Адриан Орлов

КультураНовосибирск

1770

26.11.2024

Цена победы за кулисами войны. «Халхин Гол. Тангариг» в Бурятском театре драмы

Взаимопонимание между театром и зрителем нарушается, если в театре ставятся маловажные проблемы. Андрей Гончаров, «Мастерство режиссера» Бурятский драмтеатр ставит чаще всего важные проблемы. Спектакль «Халхин Гол. Тангариг» ярко иллюстрирует эту тенденцию. Но нахлынувшие чувства проходят.

Виктор Кулагин

КультураИсторияБурятия Монголия

3690

26.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: арт-вечер «Байкальский лёд», спектакль «Летучая мышь» и интеллектуальный турнир «Культурные игры»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 26 ноября по 1 декабря у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игровые программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

4735

25.11.2024

Бабродвиж в Красноярске: экскурсия «Сны Сибири», мастер-класс «Заветная шкатулка» и спектакль «Хождение по мукам»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 23 по 29 ноября жители и гости города смогут посетить игры, спектакли и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияКрасноярск

8713

22.11.2024

Деревенский уикенд. «Манюня» возглавила прокат, «Еретик» – третий

Манюня без особых хлопот отправила Ангелину Стречину с её «Любовью Советского Союза» на вторую строку чарта и единолично возглавила российский кинопрокат. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

8435

22.11.2024

Афонтова гора Ивана Савенкова: итоги викторины Бабра

В прошлые выходные Бабр в своём телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) проводил очередную викторину. Настало время подвести её итоги. В 1884 году на этой территории археологом Иваном Савенковым была открыта первая из стоянок древних людей эпохи палеолита.

Анна Роменская

КультураНаука и технологииОбществоКрасноярск

10788

22.11.2024

«Стихи о Красноярске»: торопитесь, осталось недолго

Спешим напомнить, что в нашем телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) продолжается конкурс «Стихи о Красноярске». Конкурс длится с 3 сентября, но к настоящему моменту в красноярскую редакцию прислали только два произведения.

Анна Роменская

КультураОбществоКрасноярск

4966

22.11.2024

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

6183

21.11.2024

Бабродвиж в Томске: спектакль «Край одуванчиков», мастер-класс «Мелодии на ткани» и выставка «Посвящение»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 22 по 28 ноября жители и гости города смогут посетить игры, мастер-классы, спектакли и выставки.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

9012

21.11.2024

Спицын vs Астафьев. Это вам не кули ворочать, или Кто здесь гнида?

Вокруг огромное поле проходимцев, называющих себя историками.

Филипп Марков

КультураСкандалыКрасноярск Россия

12117

20.11.2024

Лица Сибири

Гарцева Оксана

Киселев Павел

Якубовский Александр

Кузаков Дмитрий

Мельников Вадим

Говорин Борис

Сарапулов Захар

Ушакова Яна

Игнатенко Андрей

Дорохин Юрий