Кино-2017: Черные овцы для белых волков
В прокате – фильм «Прочь», безусловный хит сезона в планетарном масштабе: сатирический, остроумный и вообще умный хоррор на тему расизма.
Белая милашка Роуз (Эллисон Уилльямс) желает познакомить своего черного парня Криса (Дэниел Калуя) с родителями – богатенькими медицинскими светилами (Брэдли Уитфорд и Кэтрин Кинер), живущими в прекрасном загородном доме. Крис не очень охотно, но все-таки соглашается на знакомство с «па и ма» возлюбленной. Предки герлицы встречают негра вполне радушно, но тот с самого начала чувствует некий подвох. Генетическую афроамериканскую подозрительность усугубляет наличие в доме черной прислуги с престранным поведением.
А тут еще в гости к папаше с мамашей съезжается куча других пожилых белых. Крис ходит как потерянный средь этого шумного бала – словно ожидая, что ему тут, согласно остроте поэта Вишневского, «набьют хлебало» (а может, и чего похлеще). На беду свою, от рефлексии к действиям сей полуинтеллигентный мавр перейдет далеко не сразу.
Афробританец Дэниел Калуя широкой публике знаком главным образом по роли напарника мистера Бина в «Агенте Джонни Инглише».
Суперхит мирового вообще (и американского в особенности) проката, картина «Прочь» действительно заслуживает внимания аудитории с максимальным охватом – от кровожадных любителей хоррора и глумливых поклонников черного (в обоих смыслах) юмора до зрителей, любящих злорадствовать над американскими нравами, и даже самых простецких пожирателей попкорна.
Стоит приглядеться и к режиссеру-дебютанту картины (он же ее единственный сценарист) – Джордану Пилу, актеру-комику по первой профессии. О его расовой принадлежности говорить, пожалуй, излишне: из белых на тему «Черный парень в беде» умеет снимать один Тарантино. Но штука в том, что черный как ночь (или же «как сволочь», по малополиткорректному выражению Сухорукова в «Брате-2») мистер Пил в реальной жизни является счастливым обладателем белой женушки. Ну или не таким уж счастливым, о чем автор, может статься, намекает всей почтенной публике созданием подобного опуса. Крик души, так сказать.
Замечательнейшая, но почти никому до сего фильма неизвестная Эллисон Уилльямс внешне – просто новая Дженнифер Коннелли, а по таланту так и еще круче.
С другой стороны, всякому хорошему комику необходимы колоссальные запасы самоиронии. Если так, Пил, безусловно, классный комик: уж сыронизировал так сыронизировал. Заведомо понятно, что «Прочь» – не из тех хорроров, которые лучше не смотреть на ночь (если только вы не негр). Этот фильм берет именно своим остроумием. Не «ржакой» – и это важно: смеяться вслух тут совершенно не над чем. Зато здесь неоднократно получается издавать одобрительные внутренние смешки: Пил ни разу не вываливается из рамок жанра – и все его хохмы в данном случае отличаются похвальной точностью и тонкостью; такой юмор оценивается зрителем сугубо «про себя».
При этом с саспенсом, атмосферой, нагнетанием жути и прочими составляющими маньяческого набора хоррормейкера тут тоже все в порядке. Состояние, в котором практически с первых кадров пребывает главный герой (а именно – тотальный напряг) успешно передается зрителю. Посему параноидальная неуютность с экрана таки транслируется, в отличие от недавнего «Лекарства от здоровья» (хотя чисто сюжетно «Прочь» несколько похож на тот незадавшийся медужастик).
«Прочь» напоминает старые страшилки про вудуизм и зомбирование, но с примесью модернового интеллектуализма.
Единственное, что несколько подпорчивает впечатление от этого аккуратного, ладного, умелого, волнующего и цепляющего триллера, – всплывающая в самом начале тема гипноза, имеющая определяющее значение для всего последующего действия. Уже любому младенцу давным-давно известно: не так страшен этот ваш гипноз, каким его нам навязчиво малюют. Тем более в «Прочь» по всем приметам фигурирует не простой, а регрессивный гипноз, не так давно окончательно (казалось бы!) разоблаченный в замечательном фильме Алехандро Аменабара «Затмение».
В связи с «Прочь» можно припомнить и другие картины – «Ключ от всех дверей», «Бивень», «Приглашение»… В чем-то эти фильмы, может, и удачнее работы Пила, но последняя ценна именно завуалированно-пародийной составляющей. Как тарантиновский «Джанго» надсмеялся над вестернами, так «Прочь» успешно поиздевался над хоррорами.
«Прочь» (Get Out) (18+). Режиссер: Джордан Пил. США, 2017