Кино-2017: Правота знаменитого искателя древнего города в Амазонии подтвердилась лишь в XXI веке
В прокате – «Затерянный город Z», приключенческая драма о многолетних попытках одного упрямого англичанина обнаружить в южноамериканских джунглях легендарное Эльдорадо.
1906 год. 39-летний майор Перси Фосетт (Чарли Ханнам) возвращается с африканской службы в Лондон. Там Королевское географическое общество тотчас нанимает его на работу как опытного топографа: Фосетту необходимо на несколько лет отправиться в опасную экспедицию по Южной Америке, дабы нанести на карту область джунглей на границе Бразилии и Боливии.
Учитывая, что в Лондоне оставалась беременная Персина жена (Сиенна Миллер), майору было над чем подумать перед тем, как принять предложение о поездке. Фосетт решает согласиться – и это в корне меняет всю его оставшуюся жизнь (а сколько он прожил, по сей день не установлено). Перси прельстила вовсе не муторная топографическая работа, а шанс отыскать в южноамериканских джунглях хрестоматийное Эльдорадо – древнее поселение неизвестной цивилизации, которое сам Фосетт предпочитал именовать «загадочным городом Z».
Уже во время первой поездки майор обнаруживает следы существования означенного города, которые кажутся ему безапелляционными доказательствами. За двадцать последующих лет Фосетт совершит еще семь экспедиций в Амазонию, между которыми успеет даже повоевать в Первой мировой. Во всех поездках, кроме последней, Фосетта будет сопровождать его верный адъютант Генри Костин (Роберт Паттинсон). У какового, вероятно, была очень развита интуиция, учитывая, что из заключительной своей экспедиции 1925 года Фосетт так и не вернулся. О том, что с ним там сталось, спорят до сих пор.
Фильм «Затерянный город Z» – что-то типа прошлогодней французской «Одиссеи» о Жаке-Иве Кусто. Там тоже было больше «драмы», чем «приключений».
Фамилия Фосетт (разумеется, это реальный человек) созвучна с жюль-верновским Филеасом Фоггом – и это выглядит неслучайным совпадением. Доживи Жюль Верн до 1906 года, он обязательно заинтересовался бы личностью Перси Фосетта, словно сошедшего со страниц его книг. Впрочем, с Фосеттом и так случилось почти то же самое – он дружил с Конан Дойлем, и последний, кажется, именно с него списал своего профессора Челленджера для «Затерянного мира».
Что касается фосеттовского «Паспарту» Генри Костина, то этот парень (исходя из того, как он показан в данном фильме) – совершеннейший Паганель: не такой инициативный, пожалуй, но не менее неловкий. Дуэт, словом, колоритнее некуда; а то, что герои и события взяты из реальности, только усиливает заведомое предвкушение со стороны разборчивого зрителя, которому не все равно, на что идти в кино. Чисто приключенческие фильмы (без досужей фантастики а-ля «Конг: Остров черепа») нынче ведь производятся в прискорбно мизерном количестве: ну как взыскательной публике не возликовать при известии о выходе такого вот «Города Z»!
Героиня Сиенны Миллер сделана показательно феминистической – нынче так принято даже в псевдоисторических фильмах.
А между тем этот «Z» – не вполне того поля ягода, какой вчуже мнится. Не шахназаровский «Город Зеро», конечно, но уж и не «Индиана Джонс» с оттенком «взаправды» (на подобный результат, безусловно, хотелось надеяться пуще всего). Фильм, видите ли, поставил отнюдь не Спилберг и даже не безликая марионетка в руках продюсеров (что в иных случаях идет жанровому кино лишь на пользу).
Нет, братцы, картину сварганил Джеймс Грей, доселе снимавший единственно камерные драмы про родной Нью-Йорк. И с одной стороны, «Затерянный город» – история, как минимум в своем зародыше, нетипичная для этого типичного режиссера «маленьких фильмов». С другой стороны, лента получилась совершенно в духе прежнего Грея: в центре – душевные переживания могучей мятущейся личности, а вовсе не экшен, на который уповали индианоманы и прочие предпочитатели действия, а не лирики.
Чуть ли не самый захватывающий момент фильма – его финальный титр: «Почти сто лет вера Фосетта в существование затерянной цивилизации подвергалась насмешкам. Но в начале XXI века археологи обнаружили <…> местонахождение затерянного города Z».
Даже и чисто событийная увлекательность здесь весьма сомнительна: герой поехал в джунгли, пережил там разнообразные напасти (точнее, однообразные: тропические болезни, хищные звери, дикари – вот и весь набор), вернулся домой. Снова поехал – снова вернулся. И так пресловутые семь раз. Вот уж поистине: Спилберга на вас, на сереньких Греев, нетути.
«Затерянный город Z» (The Lost City of Z) (16+). Режиссер: Джеймс Грей. США, 2016