Кино-2017: И в Штатах тоже водятся алкаши-сантехники
В прокате – «Манчестер у моря», неоправданно перехваленная на Западе драма об американском варианте Афони Борщова.
Одинокий сантехник Ли (Кейси Аффлек) живет в Бостоне, ежедневно лается с жильцами, к которым приходит чинить унитазы, и ежевечерне квасит горькую в дешевом баре. Из этой алкоголической идиллии его вытаскивает сообщение о смерти старшего брата. В завещании покойный указал, что именно на Ли он возлагает опекунство над своим сыном (Лукас Хеджес), на данный момент шестнадцатилетним.
И вот Ли впервые за десять лет едет на малую историческую родину – на побережье Массачусетса, в крохотный городок Манчестер-у-моря. Страшно не хочется Ли туда ехать, поскольку то самое десятилетие назад с ним там случилось нечто чудовищное (об этом нам расскажут лишь в середине фильма). Все в этом мини-Манчестере – от усопшего брата до цветущего племянника – напоминают Ли о его трагедии. А пуще всего – бывшая жена Рэнди (Мишель Уилльямс), встреча с которой, увы, неминуема. И для Ли перспектива такого свидания куда неуютнее, чем необходимость хоронить ближайшего родственника.
Российские критики не раз и не два наименовали «Манчестер у моря» «”Афоней” по-американски». А меж тем средний режиссер Лонерган и в подметки не годится гениальному Данелии.
«Манчестер у моря» – третья режиссерская работа известного американского драматурга Кеннета Лонергана, после которой он, может статься, окончательно променяет театр на кино. Слишком уж свезло Лонергану с этим «Манчестером» – сначала картину окатила волна подлинной шумихи и хайпа, а потом, как следствие, посыпались и солидные дивиденды в карман автора. Кассовые сборы составили более 60 миллионов, что очень недурно при бюджете в восемь.
Для сравнения: предыдущий лонергановский фильм – «Маргарет» (2011) – при 14-миллионном бюджете собрал в прокате лишь 500 тысяч. И это притом что в небольших ролях там снялись Мэтт Деймон, Марк Руффало и Жан Рено, а главную героиню сыграла тоже в общем-то небезызвестная Анна Пакуин.
В смысле художественности «Манчестер у моря» уступает той «Маргарет» во всех отношениях. И эта коллизия с редкой наглядностью показывает, что успех даже в так называемом независимом кинематографе зависит от грамотной раскрутки «чуть более чем полностью». То есть фактически – кроме как от раскрутки, вообще ни от чего не зависит.
Очень похожего на Ли персонажа играл Марк Руффало в дебютном фильме Лонергана «Можешь рассчитывать на меня».
С начала года «Манчестер» получил тучу наград, апофеозом чего стали шесть номинаций на «Оскар» и среди них две победы (лучшие сценарий и мужская роль). Возражений это в принципе не вызывает, но все-таки нельзя не задаться одним маленьким вопросом: отчего столь повсеместно приветили именно эту картину, подобные которой мир ежегодно производит десятками? Правильный ответ вообще-то обозначен абзацем выше (толковые продюсеры), но вслух об этом говорить не принято, поскольку получится, что мировому зрителю под видом современных шедевров скармливают киношки отнюдь не самых лучших, а всего лишь наиболее ушлых создателей. А кто ж из зрителей добровольно признает себя жертвой закулисных махинаций и расчетливых манипуляций?
Вот и приходится миллионам любителей нежвачного кино делать вид, что какой-нибудь невзрачный «Манчестер у моря» – фильм-событие и картина-откровение. Грех-де такое пропускать.
Оно конечно, глянуть это кино вполне можно. Отчего бы в век блокбастеров и комиксов не потратить два часа двадцать минут на простую историю из жизни простых людей? Хуже от этого никому не будет, как и от чтения решительно любой книги, автор которой ориентируется на классическую литературу.
Нордические жители Новой Англии напоминают скандинавов. Да и сам фильм «Манчестер у моря» ориентируется на киношедевры великого шведа Бергмана.
Но если даже самой талантливой модерновой подделке под Толстого или Достоевского пытливый читатель почти всегда предпочтет Достоевского и Толстого в оригинале, то столь же пытливый зритель почему-то склонен делать более опрометчивый выбор. Ведь с чувством гордости за свой тонкий вкус причащаются к Лонергану (а то и восхищаются им) преимущественно те, кто за всю жизнь не видел ни единого фильма Бергмана. Тогда как «Манчестер», конечно, типичный бергман-эрзац – вот что обидно.
«Манчестер у моря» (Manchester by the Sea) (18+). Режиссер: Кеннет Лонерган. США, 2016