Кино-2017: Натали в жакетке Жаклин. Плач Кеннедихи по застреленному мужу
В прокате – «Джеки», нетрадиционная киноповесть о нескольких трагических днях из жизни главной вдовы-1963, которую безвременно покинул супруг – ныне признанный популярнейшим из американских президентов.
В конце ноября 1963 года интервьюер из журнала Life приезжает в загородный дом Жаклин Кеннеди (Натали Портман), овдовевшей за неделю до того вследствие общеизвестных событий. Джеки, как окрестила первую леди влюбленная в нее Америка, необходимо выговориться, что она и проделывает, не скрывая от журналиста ни единого факта о том периоде, когда она была женой 35-го штатовского президента. Но вот только после каждой второй фразы Джеки делает оговорку: «Этого я не произносила». В этот момент карандаш благонамеренного корреспондента послушно замирает.
Однако от зрителей данного худфильма, снятого через 53 года после того исторического интервью, не скрывается уже ничего. И вряд ли оригинальная Джеки огорчилась бы появлению такого фильма, ведь ее здесь самым очаровательным образом изображает одна из лучших и симпатичнейших голливудских актрис начала XXI века.
Роль безутешной Кеннедихи могла принести Портман второй «Оскар». Но награда ожидаемо ушла Эмме Стоун за «Ла-Ла Ленд».
Этот болезненный, изломанный, поминальный фильм едва ли глянется зрителям (и прежде всего зрительницам), которые предпочитают гламурные киноверсии биографий знаменитых женщин прошлого. В картине «Джеки» нет ни мелодраматичности в ее традиционном понимании, ни патоки и сусальности, ни вообще какого-либо блеска. Исключая кадры, стилизованные под кинохронику, в коих главная героиня, улыбаясь как крокодил и якобы непринужденно прохаживаясь по анфиладам Белого дома, ведет якобы доверительный разговор с американскими телезрителями образца 1961-го.
Нет тут и остросюжетности. Ни слова ни полслова не говорится о той политической подоплеке, которой можно объяснить (хотя толком это до сих пор не объяснено) поступок Ли Харви Освальда. Впрочем, сцена президентского убийства присутствует. Но акцент предсказуемо делается не на пуле, продырявившей череп Дж. Ф. Кеннеди, а на розовом платье его преподобной супруги, забрызганном кровью и мозгами благоверного.
Словом, действие (и камера оператора, конечно, тоже) вертится исключительно вокруг женственной Джеки, которой выпало в один кошмарный миг сменить счастливый статус первой леди на горький ореол первой вдовицы. То есть даже уже и не первой, а так – отставной насельницы Белого дома, чей муж и не попрезидентствовал толком. Да и, как справедливо здесь замечено, не успел совершить ничего хорошего на посту «первого джентльмена».
Жаклин и брат ее почившего мужа – Роберт, который тоже вскоре будет убит.
По сути, «Джеки» – это монодрама: практически в той же степени, что и «Гравитация» с Сандрой Баллок или, допустим, «Дикая» с Риз Уизерспун. Вокруг Жаклин почти постоянно мелькают какие-то лица, но мы воспринимаем их как ничего не значащих статистов, даже если речь идет о 36-м президенте Линдоне Джонсоне, сыгранном незнамо кем, или безвестном священнике в исполнении выдающегося покойного актера Джона Херта (здесь одна из его последних ролей).
На взгляд зрителя, ценящего нетривиальные киноподходы к рассказыванию известных историй, данная картина – аккурат то, что надо. Отсюда вытекает и следующее: «Джеки» – тот самый случай, когда фильм интересен не героиней, а актрисой, не содержанием, а исполнением. Жаклин Кеннеди сама по себе, со всеми ее стенаниями, позами и непрестанными заботами о соблюдении стиля (даже всего через несколько минут после гибели мужа), не так уж занимательна. Натали Портман в этой роли – изумительно любопытна: глаз не отвести.
На главную роль прочили Рейчел Вайс, которая несколько больше похожа на реальную Джеки. Но без Портман этот фильм уже невозможно представить.
Дополнительные штрихи этому фильму во славу необычайно киногеничной 35-летней лицедейки придают хладная режиссура ладного чилийца Ларраина, а также четкий симфонический саундтрек молодой британской композиторши по имени Мика Леви – лидера авант-поповой группы Micachu. Несколько годков назад эта Микачу снабдила неслыханным саундом неслабую арт-фантастику «Побудь в моей шкуре». «Джеки» – вторая ее работа в кино – уже принесла Мике более чем заслуженную номинацию на «Оскар».
«Джеки» (Jackie) (18+). Режиссер: Пабло Ларраин. США, Чили, Франция, 2016