Кино-2017: Мэтт Деймон и китайцы супротив средневековой чупакабры
В прокате – «Великая стена», безмозглое совместное деяние Голливуда и Поднебесной, в котором псевдоисторическое боевое фэнтези встречается с жанром creature features (фильмы про чудовищ).
XI век, у подножья Великой Китайской стены. Двое авантюристов-европейцев (Мэтт Деймон и Педро Паскаль), прибывших в Поднебесную, дабы разузнать секрет изготовления пороха, чуть не погибают от зубов и когтей неслыханного чудища – какой-то, судя по всему, азиатской чупакабры. Участь оказаться в застенке у китаез представляется бледнолицым менее страшной, чем доля быть сожранными зверюгой без названия, так что в плен подоспевшим воинам они сдаются без боя.
В плену охотники за порохом знакомятся с давно томящимся там Уиллемом Дефо, а вскорости узнают и кой-какие сведения о пресловутых монстрах. Природу последних, впрочем, так и не удается толком постигнуть: известно лишь, что раз в 60 лет целая армия этих кровожадных тварей атакует Великую стену. А как сим гадам успешно противостоять, китайцы пока не ведают, ну да наши приезжие герои оперативно помогут им в этом, едва освободятся от оков. Впрочем, туземные храбрецы и сами не лыком шиты – чего стоит одна только младая генеральша Линь Мэй (Тянь Цзин) в ослепительных лазурных доспехах!
Сюжет «Великой стены» – словно бы окарикатуренная фабула недавнего «Молчания» Скорсезе. Там два европейца тоже попали в азиатской стране в плен, где встретили своего сородича.
«Великая стена» – самый дорогой китайский фильм в истории, а поставил его Чжан Имоу – главный китайский режиссер на протяжении последних тридцати лет. В прошлом веке он снимал мощное социальное кино – и был привечен на всех престижных фестивалях мира. В начале текущего века Имоу заделался воскресителем хрестоматийного для китайцев (но малоизвестного в иных странах) жанра «уся». Это, коротко говоря, фэнтези с кунг-фу – и чжановский «Герой» (2002) стал общепризнанной вершиной такого кино.
В последние годы Имоу вернулся было к постановке старомодных драм, но в прошлом году занялся этой вот «Стеной» – и преизрядно с ней опозорился. В Китае прокат «великого фильма о Великой стене» прошел с тем же пшиком, с каким в свое время прошмыгнули мимо российских зрителей «Утомленные солнцем-2».
Редкий фильм Чжана обходится без какой-нибудь китайской красавицы-воина. Здесь режиссер удостоил таковую аж звания генерала.
«Великую стену» вообще хочется сравнивать не с голливудскими образцами, а именно что с нашенскими доморощенными блокбастерами – прежде всего теми, за которые несет ответственность мистер Бондарчук Ф. С., остроумно переименованный пользователями Рунета в Бездарчука.
Во что теперь переименовывать Чжана Имоу – задача для китайских товарищей; мы же можем только позлорадствовать: не у нас, дескать, одних голливудские стандарты черт-те во что превращаются. Впрочем, для Имоу, снявшего два десятка фильмов, среди которых преобладают отличные, «Великая стена» – чуть ли не первый откровенный faux pas в карьере.
Но даже здесь почерк, простите, мастера нет-нет да и дает о себе знать. Оно конечно, в целом «Великая стена» до боли напоминает сразу все убогие фэнтези последних лет – «47 ронинов», «Седьмого сына», «Богов Египта». Но те фильмы снимали доподлинные бездарчуки и ничтожества – и в них, конечно, не было ни единого проблеска вообще ни в каком отношении.
Луч же того самого, представьте, света, с коим Имоу когда-то созидал «Героя» или «Дом летающих кинжалов», то и знай проникает и в «Великую стену». Ну то есть – не «то и знай», это я, положим, лишку хватил, но время от времени Чжан таки дает понять, кто именно пестует столь неудобоваримую дурь про лезущих на стенку мини-годзилл.
Кто здесь на месте, так это Мэтт Деймон – наиболее унылая голливудская суперзвезда современности.
Многое здесь – прежде всего костюмчики и общий визуал (масштабность, цветастость, изысканность декора) – напоминает прежнего Чжана. Но, к сожалению, на этот раз главными элементами его фильма оказались не вышеперечисленные, а совсем другие, набившие куда большую оскомину: сюжетная примитивность и одновременно невнятица; сценарная халтурность и перманентная алогичность; монстры и Мэтт Деймон.
В общем, зря, ой как зря Имоу изменил своей национальной «усе» – и сварганил сей интернациональный комиксовый боевичок, от коих в мире и так уже деваться некуда.
«Великая стена» (The Great Wall) (12+). Режиссер: Чжан Имоу. Китай, США, 2016