Кино-2017: Сколько «Оскаров» получит «Ла-Ла Ленд»?
В прокате – первейший фаворит ожидаемой оскаровской гонки, броский плясово-песенный мюзикл про страсть к джазу, синематографу и кручению романов с теми, кто тебя понимает.
Голливуд, наши дни. Девушка Миа (Эмма Стоун) работает в кафешке, а мечтает, естественно, об актерстве. Клавишник Себастьян (Райан Гослинг) поигрывает в пивнушках, а грезит, разумеется, о собственном джаз-клубе. И вот двое мечтателей встречаются. Они находят много общего и забывают о собственных неудачах. Они думают друг о друге весь день и встречаются каждый вечер. Они целуются в кинотеатрах и тискаются на скамейках. Они поют и пляшут. Они созданы для совместного счастья, как птицы для полета.
Но жизнь имеет привычку циничнейшим образом разбивать розовые очки всех молодых и ранимых. И даже в солнечной Калифорнии безжалостная экзистенция размазала по стенке и втоптала в грязь не одного романтика. Известное дело: старлеток и музыкантов там как собак нерезаных – шанс пробиться есть у одного из мильона.
И вот возникает вопрос: а стоит ли двум чистым и наивным душам связывать воедино свои заведомо несчастные судьбы? Если даже одному (одной) и повезет с успехом или его подобием, то каково будет другому (другой)? Ну а чтоб свезло обоим – такое бывает только в сказках. Да разве что еще в некоторых мюзиклах – еще более старых, чем те сказки.
Начальный групповой танцевальный номер в лос-анджелесской пробке, снятый одним феерическим планом, просто кричит о том, что надо немедленно возрождать жанр мюзикла
На прошедшей в начале января церемонии вручения «Золотых глобусов» картина «Ла-Ла Ленд» получила все семь призов из тех, на которые была номинирована: прецедент доселе неслыханный. Факт этот позволяет с 99-процентной уверенностью утверждать, что и на вот-вот грядущем «Оскаре» ленту постигнет аналогичный триумф.
Тоска по мюзиклу настолько дает о себе знать, что даже «никаких» «Отверженных» три года назад выдвинули на восемь статуэток (а одарили тремя, что для такого фильма – величайшая милость). «Ла-Ла Ленд» же – лента как минимум яркая. Так что – здравствуй, новый фаворит почтенных киноакадемиков! Включая всех чернокожих, сколько бы их там в Академии ни было: лох тот негр, который не любит джаза, – а любовью к последнему «Ла-Ла Ленд» заражен еще в большей степени, чем ностальгией по мюзиклам «золотого века».
С «Оскарами» «Ла-Ла Ленду» пофартит уже потому, что фильм сделан в русле самых памятных победителей последней пятилетки – картин «Артист» и «Бердмэн»
В том, что джаз до ужаса обожает режиссер и сценарист Дэмиен Шазелл, все любители хорошего современного кино (как ни велик соблазн его похоронить, таковое еще существует) убедились в позапрошлом году, когда вышел обсессивно-компульсивный джаз-триллер «Одержимость» – выдающийся гимн самозабвенным барабанщикам и маниакальным дирижерам. Фильм оказался настолько хорош, что на лоб его автору – 30-летнему Шазеллу – даже не хотелось клеить расхожий ярлык «многообещающий», воеже не накаркать.
Вот и сработало – теперь уж о Шазелле с легким сердцем можно сказать: «новый Боб Фосс народился». «Одержимость», оно конечно, полюбопытнее была, нежели «Ла-Ла Ленд», но это на взгляд искушенного зрителя. А массовый зритель как раз на этой картине почувствует эйфорию, даром что от мюзиклов давно отучен. И не надо кривиться, адепты «элитарного искусства». Внутри киноиндустрии всякий знает: быть Тарковским много легче, чем Гайдаем. И если Шазеллу – с его талантом, чутьем, владением формой и врожденным, кажется, чувством стиля – дано стать любимцем толпы, это стоит только приветствовать. Али кто-то против, чтобы народ валом валил и на человеческое кино, а не на одни только блевотные блокбастеры?
Гослинг и Стоун уже третий раз играют в кино экранную пару. И определенно не отстают от своих конкурентов – тандема Айзенберга и Стюарт, в прошлом году сыгравших в «Светской жизни», которая во многом пересекается с «Ла-Ла Ленд»
Но и вам, блаженные интеллигенты и циничные интеллектуалы, в «Ла-Ла Ленде» найдется чем поживиться, уж не переживайте, пожалуйста. Тем более что Шазелл – несостоявшийся музыкант, переквалифицировавшийся в кинорежиссеры, – знает, о чем говорит в своих фильмах. А также знает – кому. Сам он описал свою новую работу формулой «Джин Келли встречает Телониуса Монка». И никто не оценит «Ла-Ла Ленд» так, как именно те, кто знает и ценит того и другого: маэстро степа и легенду бибопа.
«Ла-Ла Ленд» (La La Land) (16+). Режиссер: Дэмиен Шазелл. США, 2016