Кино-2017: Не буди спящую Сойку! А разбудил – так пеняй на себя
В прокате – «Пассажиры», зачетная научно-фантастическая мелодрама, которую вкратце можно описать формулой «”Гравитация” плюс “Титаник”».
Космокорабль «Авалон» летит с Земли на дружелюбную планету-колонию. Добираться туда 120 лет, поэтому все пять тысяч пассажиров вместе с парой сотен членов экипажа на соответствующий срок погружены в гибернацию.
Однако к моменту, когда прошло всего только 30 лет, внезапно просыпается один из пассажиров – механик Джим (Крис Пратт). Его капсула вышла из строя – и заснуть обратно он не может. Лишних капсул на корабле, как назло, не предусмотрено – и это далеко не последний из преступных недочетов сотрудников космической корпорации (а если точнее – из жульнических ходов голливудских сценаристов).
Помаявшись и послонявшись по кораблю чуть больше года, Джим решается на страшное – взломать еще чью-нибудь капсулу, чтоб ему было не так одиноко. Выбор коварного Робинзона падает на одну симпатичную «Пятницу» – писательницу Аврору (Дженнифер Лоуренс). Их страстный роман в столь страшных условиях неминуем, но что будет, если Аврора узнает, кто именно обрек ее на пожизненное существование в стерильных интерьерах несущейся к далеким мирам посудины?
Если б герой Пратта так и оставался в одиночестве до самого конца, картина выглядела бы ненамного хуже. Просто тогда это была бы спейс-монодрама, а не мелодрама
После ряда разочаровывающих фантастических фильмов последних месяцев 2016-го – от «Дома странных детей» и «Доктора Стрэнджа» до «Прибытия» и «Изгоя-один» – на экранах воцарилась хоть сколько-то занимательная картина о высоких-высоких технологиях, далекой-далекой галактике, а также временном парадоксе, светлом будущем и неземной (во всех смыслах этого слова) любви.
Убедиться в недурственности этой ленты было тем приятнее, что до просмотра было крайне затруднительно ждать от нее чего-то хорошего. Мнилось, что это будет нечто вроде прошлогодних «Равных» про то как мужеподобная Кристен Стюарт влюбляла в себя Николаса Холта (вряд ли многие помнят, что это за актер) в декорациях противного нового мира, где секс под запретом – и стимулы жить у людей-овощей, соответственно, отсутствуют. Но Стюарт с Холтом преступили закон, оказались выше тоталитарного общества и те де и те пе. Более никчемной антиутопии человечество еще не сочиняло.
Однако киношная научная фантастика все-таки не настолько испорчена безмозглым подростковым чтивом, как жанр дистопии. Да и снимается сайфай по-прежнему реже, чем фильмы любого другого направления массового кино. Наконец, артисты Д. Лоуренс и К. Пратт не в пример обаятельнее и талантливее, нежели К. Стюарт и этот – как его там?..
Бармен, лишь притворяющийся живым человеком, напоминает о великом «Сиянии» Стэнли Кубрика
В общем, все эти соображения слегка расположили вашего автора к просмотру «Пассажиров» – и в итоге он (то есть я) об этом просмотре не пожалел. Вот кабы все двухчасовые блокбастеры обладали такою же ненавязчивостью и созерцались с таким же неослабевающим интересом, как «Пассажиры», – тогда Голливуд по сей день можно было бы превозносить и на него молиться.
Сказанное вовсе не отменяет того, что и этой картине присущи почти все общепризнанные голливудские пороки. Норвежец Мортен Тильдум – режиссер куда более дрянного (хотя тоже по-своему занимательного) фильма «Игра в имитацию» – в своей второй англоязычной работе не чурается использовать самые избитые клише, а сценарий просто не выдерживает критики, ибо каждая вторая сцена чуть ли не лопается по швам от переизбытка в ней сюжетных натяжек и грубоватых поддавков.
Формально это все-таки научная фантастика – мистической околесицы здесь, к счастью, нет. Но и элементарного здравого смысла тут, признаться, немного. А уж подходить к данному фильму с калькулятором и учебником астрономии просто противопоказано, ежели вы планируете получить от просмотра хоть толику удовольствия.
«Человеку нужен человек», как говорили еще в одном отдаленно похожем на «Пассажиров» фильме – бессмертном «Солярисе» Тарковского
Тем не менее «Пассажиров» допустимо поставить в один ряд с «Луной 2112», «Прометеем» и «Марсианином». Оные опусы куда умереннее в своей завиральности, зато в «Пассажирах» на первом плане – любовь. И даже такая, в которую чуть-чуть веришь.
«Пассажиры» (Passengers) (16+). Режиссер: Мортен Тильдум. США, 2016