Кино-2016: Несладкий ноябрь, или Великолепная «двадцативосьмерка»
В прокате – «28 панфиловцев», невеликое кино об одном из эпизодов великой войны.
В ноябре 1941 года 316-я стрелковая дивизия, которой командовал генерал Панфилов, массово валила рвущуюся в Москву немчуру на волоколамском направлении – ну и сама, понятно, шла на убыль. Особенных успехов в перегрызании фашистам глоток, а ихним танкам – пушек, достиг 2-й батальон 1075-го полка, который у разъезда Дубосеково за несколько часов покрошил чуть не два десятка боевых бронемашин противника. Было тех героев 28, и возглавлял их политрук Клочков, незадолго перед смертью произнесший фразу, кою впоследствии обрекли на бессмертие: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».
Панфиловцев до самого конца путаешь друг с другом, до того они невыразительны – и сами персонажи, и актеры
Выискивать недостатки в картине «28 панфиловцев» – занятие несколько даже зазорное: того и гляди нарекут непатриотом, обвинят в ангажированности, а то и потребуют признать себя иноземным агентом. Меж тем нащупывать в данном фильме достоинства – процесс еще более мучительный. Кое-что ладное в «Панфиловцах», конечно, имеется, но все с оговорками, все с уточнениями: дескать, хорошо – да не очень. Можно было б и лучше. Прецедентов – вдосталь. Причем не только в советское время: см. «В августе 44-го», «Кукушка», «Звезда», «Брестская крепость».
Бог весть, отчего всем названным лентам «Панфиловцы» уступают, но только – уступают. И заметно. А уж с военными колоссами Чухрая, Бондарчука (старшего, естественно), Германа (обратно старшего), Озерова и Ростоцкого «Двадцативосьмерка» несопоставима ну ни на йоту. Так что повальное ее превознесение чересчур, как ни крути, некритично в своей поспешности – и продиктовано пусть достойными, но не вполне беспристрастными чувствами. А значит, еще и явно краткосрочно: трудно поверить, что «28 панфиловцев» со временем намертво впишутся в телеэфир и станут сколько-нибудь значимым конкурентом для все той же ВОВ-классики из СССР.
Хорошо хоть, что чем дальше, тем меньше герои базарят, а то совсем невмоготу было бы
На то, что все герои здесь представлены как «русские», а не «советские» (почти все советское из повествования вообще старательно вымарано), пожалуй, можно купить лишь оголтелых либералов – но они-то такое кино как раз не смотрят. И ладно бы эти герои – «из перерусских русские», даром что наполовину казахи или украинцы, – сколько-нибудь к себе располагали, так ведь и этого не дождешься. Кино снято с абсолютно холодным, ледяным даже носом – и после его просмотра хочется немедля отогреться какими-нибудь «Мгновениями весны», даром что там во всех двенадцати сериях сплошные немцы – и даже единственный «нашенский» носит ихнюю форму. Ну да зато уж подлинно Нашенский – сам Тихонов, а не безликий статист по фамилии Никак.
Хотя сериал Лиозновой создатели «Панфиловцев», возможно, так и не осилили. А вот с зарубежной классикой они знакомы не понаслышке, ввиду чего бойцы образца 41-го года рассказывают друг другу байки, подозрительно напоминающие сюжеты еще не снятых к тому времени фильмов «Семь самураев» и «Великолепная семерка». Казалось бы, столь неуместный в подобном фильме доморощенный «постмодернизм» выглядит не чем иным, как злой и глупой издевкой. Однако адепты картины и ему находят оправдание: дескать, солдаты пересказывают не фильмы будущего, а книжки прошлого. Отмазка не катит: если японская легенда про семерых самураев действительно существовала (а вот была ли переведена на русский, это тоже вопрос), то ее ремейк про семерку ковбоев был придуман именно Голливудом и именно в 50-х.
Ключевой бой снят нормально, но не более того. Уж не «Горячий снег» и не быковские «Аты-баты»
Ну а ежели уж петь «Панфиловцам» осанну, то проще всего это делать по принципу отрицания – перечисляя то, чего здесь нет. Тут действительно нет ничего из того, что так раздражало всех и каждого в трагифарсовых опусах Бондарчука-мелкого и Михалкова-среднего или в паскудном сериале «Штрафбат». Ситуация – как в бородатом анекдоте про доброго дедушку Ленина с бритвой: «А ведь мог бы и полоснуть». Посему нижайшее наше мерси создателям «Панфиловцев», что ничем не полоснули аудиторию по живому. Экие, точно, молодцы: могли – ан не захотели. Подлинные патриоты Отечества!
«28 панфиловцев» (12+). Режиссеры: Ким Дружинин, Андрей Шальопа. Россия, 2016