Кино-2016: Плясунья-бисексуалка в платье и без
В прокате – французская драма «Танцовщица», по-женски чувственный рассказец о нелегкой судьбе актрисы Лои Фуллер и ее роковом знакомстве с Айседорой Дункан.
Позапрошлый век, Штаты. Юная американка Мария-Луиза Фуллер (Соко) из Иллинойса упорно, долго и безрезультатно идет к своей славе – а прославиться она желает на ниве хореографии. Родную Америку ей покорить так и не удается, и в 1892 году 30-летняя Мария-Луиза переезжает в Париж, где сокращает свое имя до Лои. Это были два первых существенных шага к ее скромному и непродолжительному успеху.
Третий – и решающий – шаг Лои Фуллер сделала случайно. Однажды оступившись на сцене и запутавшись в сложносочиненном платье, плясунья едва ли не грохнулась оземь прямо во время выступления, что было бы чревато, ибо парижане подобного позора простить не в состоянии. Но девушка удержала равновесие и тем вызвала овацию. «Так вот чего надобно дуре-публике», – смекнула танцорка и тотчас сочинила себе настолько сложное платье, что в нем сам черт ногу сломит. Именно в таком платье Лои и стала впредь выступать.
Тем самым заезжая попрыгунья становится первооткрывательницей нового танцевального стиля – модерн. За Фуллер вовремя подглядит настырная юница Айседора Дункан (Лили-Роуз Депп) и очень преуспеет в эксплуатировании ее начинаний. А вот закрутить полноценный роман с этой блондинистой ученицей-вертихвосткой у «учительши» Лои так и не получится. К большому сожалению последней.
«Когда есть дела или нету дела, я люблю танцевать, я люблю двигать телом; не умею находиться в состоянии покоя – я по жизни танцую, ну и все такое»
В текущем году этот дебютный фильм французской режиссерши Стефани Ди Жюсто участвовал в конкурсе «Особый взгляд» на Каннском фестивале. Меж тем ничем особым в «Танцовщице» как раз и не пахнет – это на девяносто процентов рядовая, вымученная, скучнейшая биографическая драма. Этакий кисель, которым за не столь уж безбожные 110 минут продолжительности успеваешь нахлебаться по самое не могу.
Однако десять процентов фильма (считай: 11 минут) по крайней мере занятны, хоть и в них нет никакой такой особинки. Просто красивые картинки, кичиться производством которых в наш век даже уже и стыдно. А режиссерша именно кичится – с экрана так и хлещет ее упоение своей формальной умелостью, ее спесь, ее экзальтация. Хорошо, что дама снимала – дамам такое как-то простительнее. Чем бы мамзелька ни тешилась, только бы не плакала.
Дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради обещает вырасти в суперзвезду и, быть может, прославится даже больше, чем Айседора Дункан в свое время
Полноценный танцевальный номер в фильме один, отчего он и выглядит вставным и даже как бы чуждым всему остальному сонному повествованию. Но на это хоть посмотреть приятно – да и послушать: Антонио Вивальди идеально заточен под кино, как понял еще С. С. Говорухин в своем раннем блокбастере про Робинзона Крузо.
Словом, Вивальди из динамиков фигачит, девушка на сцене «жжет», мудреные одежды ее импульсивно трепыхаются под действием невидимого миру вентилятора – что еще для счастья надо? Честно говоря, хотелось бы и каких-то иных художественных доказательств того, что Лои Фуллер была гением изощренных телодвижений. В представленном-то номере правит бал не столько исполнение актрисы, сколько работа оператора и художника со светом и цветом.
Как Фуллер отжигала в действительности, остается, понятно, только догадываться (известную короткометражку Эдисона не предлагать – в ней снималась не Лои Фуллер, а ее безвестная продолжательница; да и что там разглядишь, на той ветхой пленке?). Но авторы фильма почти не потрудились поразить нас талантами своей героини – таковых тут попросту не видно.
Надо думать, те плотоядные взгляды, которые Соко бросает на дочку Деппа, столь натуральны за счет их всамделишности, а не «сыгранности»
Еще несколько занятных минут в картине уделены волнующим взаимоотношениям Лои и Айседоры. Но и в этом плане максимум смелости – лаконичный поцелуй двух барышень, пусть и в обоюдно обнаженном виде. Ну да зато хоть актрисам веришь: старшую из танцовщиц играет певичка и актерочка Соко, экс-пассия любвеобильной Кристен Стюарт, а младшую – 17-летняя дочурка Деппа, успевшая уж стать заметной фигурой в праведном деле борьбы за привилегированное положение ЛГБТ-сообщества.
«Танцовщица» (La danseuse) (16+). Режиссер: Стефани Ди Жюсто. Франция, Бельгия, Чехия, 2016