Кино-2016: Демоны без ангелов, или Код Данте Алигьери
В прокате – «Инферно», третья экранизация Дэна Брауна, которая даже более кошмарна, чем две предыдущие.
Однажды профессор Лэнгдон (Том Хэнкс) продрал поутру свои очи и обнаружил, что он каким-то образом оказался в больнице во Флоренции. Рядом – итальянская медицинская работница (Фелисити Джонс), которая сообщает профессору, что тот был ранен в голову и доставлен сюда без сознания. Выяснение того, что именно случилось, приходится отложить на потом, ибо в палату врывается страшная киллерша и принимается палить по Лэнгдону. Однако проворная врачиха защитила интеллигентного пациента и, воспользовавшись удачным предлогом, затащила его к себе домой.
Дома новоявленный тандем с ужасом узнает из «ящика» о посмертной подлянке кое-какого миллиардера-биотехнолога (Бен Фостер). Этот свихнувшийся на надуманной проблеме перенаселения планеты молодчик изобрел бомбу, взрыв коей приведет к молниеносному распространению вируса, грозящего скосить половину человечества. Впрочем, «бомбист» оставил в тыще мест тыщу подсказок-загадок, расщелкав которые злодейство можно и предотвратить. Поскольку загадки сии завязаны на доскональном знании такого памятника допотопной словесности, как «Божественная комедия», Лэнгдон и здесь будет незаменим. Он же у нас в Средневековье шарит почище любого Умберто Эко.
Большую часть фильма главный герой по некоторым причинам пребывает в неадеквате. И само действие картины безукоризненно соответствует состоянию протагониста
Великие режиссеры нередко экранизируют посредственные романы. Еще чаще унылая посредственность с камерой берется за перенесение на пленку литературных шедевров. В случае фильмов, снятых по мотивам книг Дэна Брауна (теперь они уже составляют кинотрилогию), пока все получается без перегибов: второразрядный режиссер адаптирует для экрана третьестепенного писателя.
Для обоих – писателя Брауна и режиссера Говарда – франшиза про профессора Лэнгдона является выгоднейшим предприятием: насколько растут сборы от очередной серии, настолько пухнут тиражи исходной книжки. И наоборот.
Ну и Том Хэнкс, понятно, внакладе не остается. Чай, одним только «Чудом на Гудзоне» сыт не будешь. Зато Браун – это бренд, Браун – это сила. Десять лет назад картина «Код да Винчи» сделала 750 мильонов – в то время о подобных суммах в Голливуде не дерзал мечтать почти никто: ни создатель «Форреста Гампа» Земекис, ни «спасатель» «Рядового Райана» Спилберг.
Бедный Хэнкс – всю-то жизнь он бегает: когда-то Форрестом, теперь вот Лэнгдоном
Впрочем, успех экранизации «Кода» прежде всего сказался на репутации не режиссера Говарда, но артиста Хэнкса. Последнему тогда был аккурат полтинник – и по голливудским меркам он должен был бы считаться глубоким дедушкой. А старичкам-де в блокбастерах не место и все такое прочее. Но бум вокруг Дэна Брауна сыграл деду Тому на руку – сегодня последнему, как нетрудно догадаться, ровно 60 годков, однако ж он покамест и не думает освобождать теплое место в рейтинге наитоповых кинозвезд.
Меж тем освободить, право, стоило бы. Если прежние лэнгдонские кинопохождения – «Код да Винчи» и «Ангелы и демоны» – еще были похожи на кино (пусть очень отдаленно и на очень плохонькое), то «Инферно» уже представляет собой сплошной фейспалм с первого до последнего кадра. Лично мне неизвестно, что там с литературным первоисточником, но фильм на его основе – какая-то сплошная каша из псевдонаучной пошлости и антихудожественной фальши. Если название намекает, что картина – кромешный ад, то название, конечно, справедливое.
Шаблон все тот же: пожилой Хэнкс в сопровождении милой барышни (всякий раз новой) вечно куда-то несется, а в перерывах между пробежками что-то где-то зачем-то разгадывает
Постылый браунский канон вроде бы не изменился: на месте и экскурсия по легендарным европейским местам, и побеспокоенная тень еще одного древнего гения (а перед Алигьери принято преклоняться не меньше, чем перед Леонардо), и очередное очень тайное общество, и те де и те пе. Но нынче все это настолько уже принужденно, натянуто, плоско и плохо, что два часа, проведенные во всамделишном дантовском аду, и то были бы не так мучительны, как сей «инфернальный» киносеанс.
«Инферно» (Inferno) (16+). Режиссер: Рон Говард. США, Япония, Турция, Венгрия, 2016