Кино-2016: Убить бретера и разлюбить Машкова
В прокате – «Дуэлянт», готическая, эротическая, гламурная и глупейшая фильма о дворянски-африканских страстях в декорациях «России, которую мы потеряли».
Петербург шестидесятых годов позапрошлого века. В столице объявляется таинственный господин Яковлев (Петр Федоров), в котором знающие люди вскоре опознают благородного дворянина Колычева, какое-то время назад лишенного всех званий с привилегиями и отправленного в ссылку после одного благородного убийства на почве кровной мести. И вот Яковлев-Колычев напропалую бретерствует, сражаясь на дуэлях заместо любых желающих и получая за то щедрые вознаграждения. Яковлев копит на взятку, которую надо дать, чтоб он снова смог стать Колычевым, то есть восстановиться в качестве дворянина.
Но внезапно удачливый дуэлист теряет интерес и к деньгам, и даже к вопросам чести. Проведав, что его действиями келейно руководит гадский граф Беклемишев (Владимир Машков), Яковлев загорается жаждой мести. Ведь именно этот предпоследний некогда устроил все так, что Колычев был официально попран и раздавлен. Морально, однако, нашего дворянчика не сломили, ибо в жилах старинного рода Колычевых издревле текла столь голубая кровь, что никаким Романовым такое не снилось. Не говоря уже о каких-нибудь плебейских Беклемишевых.
«Дуэлянт» сделан в стилистике таких допотопных (а главное, морально устаревших) фильмов, как «Видок» или, например, «Братство волка»
Наши сызнова замахнулись на достойный ответ Голливуду (который, на минуточку, никакого вопроса им не задавал). Не дает русским кинематографистам покоя стойкий успех заграничной экранной развлекаловки – прямо извелись они, бедняги, на этой почве. Все еще невдомек им, что бессмысленно соревноваться с индустрией, имеющей вековую историю, и что нам лучше бы развивать традиции великого советского синема, а не пыжиться в тщетных попытках вдруг взять да «на дурика» и родить русского Спилберга или Кэмерона. Да хотя бы Майкла Бэя.
Справедливости ради, раз в пятилетку рождается и у нас плохонький, но небезнадежный блокбастер («Легенда № 17», скажем). Но в случае «Дуэлянта» (или, например, недавних «Диггеров» – еще более ужасного фильма) приходится констатировать: даже самое никчемное американское жанровое кино по-прежнему лучше большинства наших ему «ответов».
Наислабейшие из сочинений известного графомана Бориса Акунина на фоне «Дуэлянта» покажутся абсолютными шедеврами словесности, занимательности и историзма
При этом режиссер фильма Мизгирев – далеко не Бекмамбетов. То есть Мизгирев, разумеется, лучше (ибо режиссеров хуже Бекмамбетова в природе не существует). Доселе создатель «Дуэлянта» снимал нормальный такой артхаус – и даже успел выработать какой-никакой собственный почерк.
Рука именно этого постановщика опознается тут на раз. Так, в дебютном «Кремне» Мизгирев на голубом глазу цитировал скорсезевского «Таксиста», причем обильно, не стесняясь. В «Дуэлянте» автор, конечно, ведет себя поскромнее, но как минимум одна пространная цитата из еще одной картины Мартина Скорсезе присутствует и здесь.
Речь идет о сцене, когда дуэлянта Федорова пытаются отделать бандиты, нанятые для таковой цели злым Машковым. Сам Машков в это время прячется за углом. Федоров, понятно, лихо разделывается с нападавшими, а потом начинает орать: «Беклемишев, ты здесь? Выходи, подлый трус!». А Беклемишев-Машков, действительно, подло и трусливо жмется к стенке.
Ничего не напоминает? Кто еще не догадался, сообщаю: эпизод чуть ли не покадрово срисован из «Мыса страха». Там, правда, отбивавшийся от наемников Роберт Де Ниро был злодеем, а наниматель Ник Нолте – вроде как хорошим парнем.
Операторская работа до омерзения претенциозна, а сцены секса поставлены столь чудовищно, что иначе как порнографическими (в переносном смысле) их не назовешь
Описанная сцена выглядит в «Дуэлянте» как не пришей кобыле хвост, но штука в том, что этот фильм весь состоит из подобных «лишних» сцен. Попытка сварганить типичный голливудский псевдоисторический фильм, но на русском – в духе Акунина – материале, оказалась катастрофически провальной. Одним словом, вышла точь-в-точь такая же шляпа, как недавний «Бен-Гур», просто обошедшаяся вдесятеро дешевле. Вот в этом смысле наши – молодцы, конечно; хоть за мотовство их особо не упрекнешь.
«Дуэлянт» (16+). Режиссер: Алексей Мизгирев. Россия, 2016