Кино-2016: Блондинка и акула – кто кого?
В прокате – «Отмель», киноповесть о настоящей человечице; жуткий и напряженный, но живописный и легко усваиваемый триллер про красавицу и морское чудовище.
Недоучившаяся студентка медицинского Нэнси (Блейк Лайвли) вместе с подругой приезжает из родного Техаса на секретный пляж в Мексике. Подругу, впрочем, мы так и не увидим – она осталась в гостинице, так что Нэнси, вооруженная навороченной серфинг-доской, добирается до пляжа в одиночестве.
Вволю поскакав по волнам, барышня уже собирается домой, но тут ее бедро прокусывает огромная белая акула – такая же, как в «Челюстях» Спилберга. Истекая кровью, Нэнси забирается на тушу дохлого кита, что в паре сотен метров от берега. С туши она, приложив невероятные усилия, перебирается на расположенный поблизости здоровый камень. Но грядет прилив – и после этого девушку не спасет уже ничего, ибо акула так и продолжает нарезать круги вокруг да около китовой падали.
В диких условиях ноги, растущие от ушей, хороши уже и тем, что куда бы ни нацелился хищник, он вцепится именно в них – а значит, не повредит жизненно важных органов
Триллеров про выживание в формате монодрамы в последние годы развелось столько, что идиосинкразия к ним должна была выработаться даже и у того, кто обращает внимание на современное кино лишь несколько раз в год. «Отмель», однако, произведение почти отменное – пока что одно из лучших в 2016-м. Хотите достойной летней развлекухи в лучших голливудских традициях, значит вам именно сюда.
Конечно, «Отмель» – ни разу не блокбастер (даже пресловутым «Челюстям» 40-летней давности больше подходит это определение), да и не такой уж стопудово голливудский по современным меркам. В плане содержания это скорее старомодный фильм, что, разумеется, всецело комплиментарная характеристика. Как ни покрути, а со времен давно покойного Хичкока никто так и не превзошел его во владении саспенсом на материале камерного триллера. И ориентироваться на создателя «Психоза» для киношников, работающих в данном направлении, – по-прежнему самая верная стратегия.
Внешность актрисы Лайвли следовало бы признать идеальной, кабы только не лицевая родинка на самом видном месте
По форме, впрочем, в «Отмели» все весьма технично: бойкий монтаж, порывистая динамика, да и акула, естественно, полностью компьютерная. Что касается главной героини (которой следует признать все-таки блондинку, а не рыбу), то это отнюдь не виктимная барышня, гораздая на визг и обмороки (даже у Хичкока, увы, чаще всего встречались именно такие девушки). Нэнси – дамочка с характером: гиперактивная, напористая, волевая, даже жесткая, когда того требуют обстоятельства. Словом, типично феминистическая героиня – именно они сегодня в моде и в тренде, если кто-то еще не заметил.
«Отмель» допустимо признать укороченной и облегченной версией «Выжившего» с Ди Каприо. Только там – зима, лес и медведь, а тут – лето, море и акула. Что касается актрисы Блейк Лайвли, то играет она ничуть не слабее Леонардо, – при этом от нее еще и глаз не оторвать. Да, даже от покусанной и измочаленной.
Жаль, что за хорроры не дают «Оскары», ведь Блейк исполнила свою роль еще и не хуже, скажем, Сандры Баллок в «Гравитации»
Так что же – Блейк предпочтительнее Лео? В предлагаемых обстоятельствах – вне сомнений. История про женщину в беде завсегда цепляет больше, чем про мужчину в опасности. Такое восприятие базируется на множестве как психологических, так и исторических факторов. В частности, на протяжении большей части своей истории кино приучало нас к мысли, что мужикам всяко сподручнее выкарабкиваться из передряг, нежели бабенкам. Последние в свою очередь были до предела заэксплуатированы режиссерами в качестве жертв всевозможных насилий. Оттого человечество давным-давно в курсе, что младым да модельным девам на диво идет кровавая краска. Смерть ей к лицу, как гласит название известного фильма.
Посему появление картин, подобных «Отмели», следует только приветствовать. В этих картинах ангелоподобным существам прелестного пола наконец-то предоставлены ничуть не меньшие шансы на выживание, чем всем опостылевшим уиллисам, сталлонам, стэтемам и прочим крепким орехам. Может статься, не так уж она и дурна, эта наша эпоха победившего феминизма?
«Отмель» (The Shallows) (16+). Режиссер: Жауме Коллет-Серра. США, 2016