Кино-2016: Тайна двух горлопанов
В прокате – «Полтора шпиона», экшен-комедия с большим и добрым великаном Дуэйном Джонсоном, а также с мелким и раздражающим негритосом Хартом.
На школьном выпускном бале коротышка-негр Кевин (Кевин Харт) был признан самым многообещающим выпускником года, а его жирный однокашник Роб, наоборот, опозорился так, что впору было бы нарекать его лузером десятилетия. Впрочем, все школьное время он и провел именно в этом качестве.
Проходит двадцать лет. Роб (Дуэйн Джонсон) находит Кевина в соцсетях и приглашает его в бар. Негр соглашается – и обнаруживает, что из отвратного жиробаса его школьный приятель вымахал в двухметровую гору мышц, работающую на ЦРУ. Сам же Кевин стал всего лишь рядовым бухгалтером.
Но Роб, понятно, тотчас вовлечет его в свои супершпионские игры – и за какие-нибудь несколько дней Кевин окрутеет так, что на грядущей встрече выпускников все вновь непременно ахнут на его счет. А по адресу былого изгоя Робби ахнут тем паче – в истерике просто зайдутся. Так что, дорогие школьнички, старайтесь быть поничтожнее, пока учитесь, – зато уж после, верняк, наверстаете и всех поразите.
Голиафы, возможно, и остались голиафами, но вот давиды совсем измельчали
Встречайте: на экранах мира – новые Пат и Паташон. Будем надеяться, однако, что этот фильм станет для них и последним. Ибо Джонсон и Харт – далеко не Шварценеггер и Де Вито. Скала, конечно, обаятельный тип, но Арнольдом наших дней его все же не назовешь. Впрочем, кабы в напарники этому голливудскому «Утесову» назначили действительно зачетного мелкого беса, могло бы получиться не так уж и дурно.
Но нет, не получилось. Поскольку назначили Харта. Ужасного, ужасного, ужасно несмешного и страшно нервирующего визжащего коротышку, пусть и «принадлежащего к симпатичному нацменьшинству», как выразился бы С. Д. Довлатов.
Прямо по Хармсу: «Я мог, например, спрятаться в сравнительно небольшую корзинку и закрыть за собой крышку»
Кстати, Дуэйна Джонсона вполне можно наречь «Довлатовым современного Голливуда» – если не по остроумию, так по росту. А фильм «Полтора шпиона» при таком уподоблении мог бы стать аналогом лучшей главы из незабываемого романа «Компромисс» – той, что была посвящена похождениям двухметрового флегматика Довлатова и компактного живчика-нонконформиста Буша.
Впрочем, это утопия – рассчитывать, что в Голливуде в принципе существуют люди, знакомые со столь бесценными литературными источниками хорошего вкуса и безупречного юмора. И даже на знание нынешними комедиографами элементарных законов драматургической юмористики уповать, увы, не приходится.
О’кей, Харт – никчемный, но само его амплуа, возможно, небезнадежное: этакий короткий Крис Такер. Ну и с кем надлежит сталкивать подобную истеричку в штанах, дабы высечь искру искомого «ха-ха»? Ясен пень, с полной противоположностью – не просто с гигантом, но с безэмоциональным терминатором, суперменом с медным и толоконным лбом, образцом кристальной невозмутимости и одновременно патологической несообразительности. Словом, именно такого героя, каких всегда играл в комедиях полубожественный Шварц. Жаль, что его не так часто в них звали, как нынче Скалу.
Если Джонсон – Скала, то Харт – Холмик
Авторы же этого «Полуторного шпиона» сделали из героя Джонсона такого же жеманного балабола, как его мелкий визави. Положим, Скала не истерит (это было бы уже слишком), но зато взахлеб рассказывает, как он любит смотреть сагу «Сумерки» и носить футболки с единорогами. Мыслимо ли представить какого угодно шварценеггерского героя с подобными увлечениями? Таковые – прерогатива всяческих такеров и хартов. Даже Эдди Мерфи до них бы не снизошел – сто из ста.
Словом, из богатыря сделали барышню – благородную институтку. Противно, братцы. А тут еще Харт этот – совсем уже невмоготу лицезреть. Да и за режиссера обидно – сей Тербер ранее поставил «Мы – Миллеры», образцово-показательный праздник цинизма. А теперь эвон какую приторность сварганил. При этом кто-то еще сомневается, что жанр комедии загнивает: да сносных киноюморесок ныне – раз-полтора и обчелся.
«Полтора шпиона» (Central Intelligence) (16+). Режиссер: Роусон Маршалл Тербер. США, 2016