Кино-2016: Поздравляем, желаем несчастья. Нечисть
В прокате – «Черные праздники», альманах иронических ужасов, над которым трудился Кевин Смит и ряд его собратьев по глумливому кровопусканию и загробному стебу.
В канун Дня святого Валентина одна ученица поцапалась с другой ученицей из-за притязаний на сердце школьного физрука: дело кончилось кровью. А в канун Хеллоуина три интернет-проститутки, развратничающие с клиентами по скайпу, решили жестоко отомстить своему сутенеру, который, скотина такая, считал их не за виртуальных, а за реальных шлюх. А в канун Рождества некий мужик купил ребенку разрекламированную приблуду в виде очков, показывающих человеку, кто он есть, – ну и увидел там про себя такое, что кушать после этого не мог. А в канун Happy New Year один маньяк назначил свиданку развратной барышне, пришел к ней домой, а там – форменные ужасы нашего городка… И в многие другие праздники тоже не обошлось без всякой подобной чернухи.
Всякий зритель современных хорроров знает: нет на свете существа страшнее озлобленной отроковицы
«Черные праздники» – 100-минутный фильм, разделенный на восемь сегментов-новелл; альманах, говоря проще. Этакие «Байки из склепа» для поколения нулевых и десятых. Разумеется, подобного добра (зла, точнее) и помимо знаменитых «Баек» снято вагон да маленькая тележка – что в золотые времена хоррора, что в наши, кризисные для жанрового кино, дни.
Отличие этого конкретного фильма от десятков его предшественников – чисто формальное, как и положено. Каждая из восьми историй привязана к какому-то празднику. Основная часть данных дат является пустым звуком для всех, кроме американцев, но это и неважно. Календарная привязка в большинстве новелл – более чем условная, притянутая за уши. Тем не менее до конца картины не покидает ощущение, что идеальным для нее саундтреком могла бы стать старая песня группы «Ленинград»: «Скоро Новый, Новый, Новый год – кто не доживет, не доживет, не доживет?».
В одной из самых задорных новелл сыграла Лоренца Иццо – звезда недавних трэш-триллеров «Зеленый ад» и «Кто там»
Включенные сюда новеллы довольно неравнозначны; как минимум половина из них – откровенное барахло. Да и режиссеры (они же в большинстве случаев – сценаристы) тут сплошь безвестные, за исключением Кевина Смита. Создатель тотально похабных комедий «Клерки» и «Догма» в последнее время, как известно, пристрастился снимать фильмы ужасов. Но в его новелле про Хеллоуин наблюдается скорее возвращение к корням: этот жаргонно-бранный треп, в рамках которого нарушаются все мыслимые табу, враз отсылает к Джею с Молчаливым Бобом и другим культовым извращенцам, некогда взлелеянным на экране талантливым бесстыдником Смитом.
Под наиболее приличные (в смысле какой-никакой фантазии и мало-мальского мастерства) новеллы благоразумно отведена вторая половина фильма. С другой стороны, поначалу там идет такая дичь, что далеко не всякий зритель доберется хотя бы до середины альманаха.
Но даже сравнительно удачные историйки чертовски предсказуемы – креативить неожиданные концовки авторы явно учились не у О. Генри. Воображаю, какую пустопорожнюю пургу варганят эти ребята, когда им доверяют полный метр (а почти каждый из них уже снял хотя бы один персональный ужастик традиционной продолжительности).
Иногда ребенок Розмари возвращается снова
К тому же режиссеры «Черных праздников», кажется, не были в курсе того, что снимают их коллеги по этому альманаху. Иначе трудно объяснить однотипность многих новелл и досадные пересечения меж ними. Почти все ключевые роли исполняют девушки, ввиду чего фильм выглядит почти феминистским. В двух историях речь идет о зловещей беременности, в двух других фигурируют монструозные отроковицы, еще две рассказывают про ведьм. Целых пять рассказов завершаются тем или иным беспределом, производимым обезумевшими бабами.
И все-таки этот дешевый трэшак оставляет куда лучшее впечатление, чем прошлогодний «высоколобый» европейский артхаус аналогичной тематики – рвотно-позывные «Страшные сказки». Иногда лучше выглядеть глупее, чем ты есть, а не наоборот: спросите у Кевина Смита, он подтвердит.
«Черные праздники» (Holidays) (18+). Режиссеры: Энтони Скотт Бернс, Кевин Кельш, Николас МакКарти, Адам Иджипт Мортимер, Гэри Шор, Кевин Смит, Сара Адина Смит, Скотт Стюарт, Деннис Уидмайер, Эллен Рид. США, 2016