Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоРелигияМир

9366

01.05.2016, 09:29

Пасха: Светлое Христово воскресение

Пасха, Светлое Христово Воскресение – это древнейший и величайший из всех христианских праздников – «праздников праздник и торжество из торжеств». Он переходящий, поскольку вычисляется по лунно-солнечному календарю: Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния (т.е. первого полнолуния после дня весеннего равноденствия). Вообще же, в разное время и для разных календарей составлялись и разные формулы для вычисления этого торжественного дня.

Праздник Пасхи древнее христианства; некогда он отмечался иудеями в память о чудесном избавлении от египетского рабства. Название праздника (евр. «песах» означает «миновал») напоминает о том, как ангел, губивший первенцев египетских, проходил мимо еврейских жилищ, чьи двери были отмечены кровью жертвенного агнца. Христианская же Пасха, сформировавшаяся уже во II в., является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа и Его Воскресении, так как Иисус «есть Агнец Божий, берущий грехи мира». Согласно христианскому учению, «Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь, Искупитель и Спаситель. Воскресением Господа завершается победа над грехом и его следствием – смертью, ибо Он воскрес, победив смерть». Светлое Христово Воскресение – это обещание вечной райской жизни для всех истинно верующих; потому и сам праздник Пасхи превратился в своего рода календарную ось, важнейшее событие каждого года. Пасха празднуется 40 дней (в память сорокадневного пребывания Христа на земле по воскресении), но наиболее торжественно отмечается первая седмица, величаемая Светлой. В эти дни в церквях раздается «целодневный звон» – в знак победы Христа над смертью и адом, а богослужение совершается при открытых царских вратах – «в знаменование того, что воскресением Иисуса Христа открыт всем доступ на небо».

В славянской народной традиции с праздником Пасхи связывалось множество различных верований и легенд. Считалось, например, что со Светлого Воскресенья и вплоть до Вознесения сам Христос в сопровождении апостолов ходит по земле, приняв облик «калик перехожих»; он испытывает людское милосердие, награждает добродетельных и наказывает грешников. Все злые духи в ужасе бегут прочь и скрываются в подземных вертепах, ибо лишаются в эту пору своей силы, а то и свободы. Русские крестьяне рассказывали, что «во время Всенощной и в первый день Пасхи в церкви можно услышать, как под землей ведьмы и нечистые духи стонут и вопят по случаю Воскресения Христова». Еще говорили, что Сатана, посаженный Богом на толстую цепь в аду, весь год грызет эту цепь и почти перегрызает, но когда священник возвещает: «Христос воскресе!», цепь немедля восстанавливается, и нечистому остается лишь рычать от злости. По народному убеждению, стоит только на Пасху пойти в какое-либо укромное место (на чердак, колокольню, в хлев и т.п.) с той самой свечой, с которой стояли праздничную службу, - и можно увидеть нечистых духов, лишенных силы и томящихся в невидимых оковах; а если выйти на перекресток и покатить по дороге пасхальное яйцо, то черти немедленно выскочат и «пропляшут трепака». Ведьмы и колдуны в Светлое воскресенье тоже теряют свои дьявольские способности, и во время праздничной службы в церкви их можно распознать (например, держа за щекой кусочек сыра или творога, сбереженного с Чистого четверга; как только священник скажет: «Христос Воскрес!», все ведьмы в церкви покажутся задом к иконам и с подойниками на головах).

Поскольку Пасха считалась главным праздником года, к ней тщательно готовились: выскабливали и отмывали избы, очищали все жилое пространство, украшали дома вышитыми полотенцами и разноцветными лоскутами. Обязательно готовили обильное и разнообразное угощение, чтобы потом не испытывать нужду и голод в течение года. Даже бедняки подавали на стол непременные ритуальные блюда – сдобные куличи, творожные пасхи, крашеные яйца; односельчане при этом старались помогать малоимущим соседям, и в Страстную пятницу многие бабы разносили нуждающимся разные припасы.

Все хозяйственные хлопоты заканчивались обычно к вечеру Великой субботы, когда народ собирался в церкви на чтение «страстей». Посещение церкви и всенощное бдение в великий праздник считалось обязательным; тех же, кто пропустил службу или проспал ее, поселяне обливали водой или сталкивали в реку. Когда начиналась праздничная пасхальная служба, всю церковь внутри и снаружи ярко освещали; специально для этого мужики и парни на Страстной неделе расставляли повсюду фонари и плошки с маслом, а также складывали дрова или ставили смоляные бочки для костров. Этим пасхальным огням придавалось большое значение: они символизировали тот свет, который Сын Божий принес миру, и то сияние, в котором Он вознесся на небеса. Прихожане грелись у костров во время всенощного бдения, а местами рассказывали, что вместе с людьми обогревается сам Иисус и его апостолы.

Собственно пасхальные торжества начинались обычно с крестного хода, когда процессия прихожан во главе со священнослужителями обходила церковь – «чтобы встретить Христа вне храма, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима». Вернувшись к церковному порогу, священник объявлял о Воскресении Христовом, после чего вся толпа вновь устремлялась в церковь. Затем начиналась пасхальная утреня, а по ее окончании совершалось христосование, обмен крашеными яйцами, освящение куличей и пасок.

По окончании службы прихожане отправлялись сразу домой (так как ходить в гости в эту пору было не принято), либо навещали могилы родных. По народному убеждению, в Христово Воскресенье райские врата отверзаются и остаются открытыми до последнего дня Светлой седмицы, причем никто их в это время не охраняет, так что всякий, кто умрет на Пасху, беспрепятственно попадает прямо в рай, а души умерших ранее свободно спускаются на землю. Многие крестьянки после праздничной утрени ходили на могилы «окликать покойников» и поздравлять их с Воскресением Христа, относили им угощение (яйца и кусочки кулича) и лишь потом отправлялись домой на «разговины».

«Разговлялись» после долгого поста дома, за семейным завтраком: глава семейства, прочитав молитву, торжественно разрезал кулич и мясо, раздавал куски домочадцам, все христосовались между собой (говорили: «Христос воскресе!», целовались и обменивались крашеными яйцами). Часть угощения (головку кулича, яйца, кости поросенка и др.) при этом оставляли, чтобы использовать позже в различных обрядах. Пасхальная освященная еда в народной традиции наделялась удивительными свойствами: считалось, что она стимулирует плодородие, излечивает болезни, прогоняет злых духов, усмиряет стихии. Кусочки и крошки пасхальной еды нередко клали в семена или закапывали в землю, чтобы обеспечить урожай.

Большим почетом окружали крашеные яйца, особенно полученные в церкви от священника. Крашение яиц - один из наиболее характерных обрядов Пасхи: красное яйцо символизирует собой мир, обагренный кровью Христа и через это возрождающийся для новой жизни. Обычай красить яйца и «христосоваться» ими, по преданию, идет от Марии Магдалины, которая, представ перед императором Тиберием, поднесла ему в дар яйцо со словами: «Христос воскресе!»; император усомнился в ее словах и сказал, что как яйцо из белого не может стать красным, так и мертвые не могут воскреснуть, и подаренное яйцо тут же покраснело. Русские же крестьяне предлагали свое объяснение обычаю: «Перед Пасхой Христос был мертв, а потом в пользу христиан воскрес. Вот и яйцо точно так же: оно мертвое, а, между прочим, из него может живой цыпленок выйти»; а красный цвет использовали потому, что «и сама Пасха красная, в священном писании прямо ведь сказано: Пасха красная, праздник из праздников». Пасхальные яйца нередко сохраняли в течение нескольких месяцев и даже лет; ими лечили многие болезни, их брали с собой в поле при первом севе и при первом выгоне скота в поле, а если случался пожар – кидали яйцо в пламя или обегали с ним горящее здание, чтобы ослабить и потушить огонь. На Пасхальной неделе крашеными яйцами обменивались со всеми знакомыми и даже незнакомыми во время христосования, катали яйца по земле для усиления плодородной силы, а ребятишки и молодежь «бились» яйцами или катали их с горок и специальных лотков, устраивая состязания.

Пасха считалась радостным праздником и сопровождалась всенародными забавами: в это время ходили в гости, устраивали ярмарки и гулянья, качались на качелях, водили хороводы. Церковь позволяла всем желающим звонить в колокол, поэтому колокольный звон не утихал с утра до ночи. Но многие подобные развлечения народная традиция связывала с будущим урожаем: считалось, например, что качание на качелях (действие, изображающее «подъем»), хороводные игрища и далеко разносящийся колокольный звон способствуют хорошему росту хлебов и льна, вообще помогают земле «родить».

С первого дня Пасхи и на протяжении всей Светлой седмицы в русских селах ходили священники в сопровождении «богоносцев» или «оброшников» (помощников из числа наиболее благочестивых прихожан, носивших иконы, свечи и кружки для пожертвований). Процессия обходила весь приход и священник служил пасхальные молебны в каждом доме, а по просьбе хозяев – и во дворе (в честь святых покровителей домашнего скота), с водосвятием, и на полях (ради хорошего урожая). Покуда в семье не отслужили молебен, домочадцы не должны были предаваться праздничному веселью; многие даже постились в это время. После молебна хозяин расплачивался с причтом деньгами и продуктами, а «оброшникам» обычно подносили водку и угощение (что порой приводило к печальным последствиям, когда «оброшники», не устоявшие перед соблазном, после посещения нескольких домов изрядно пьянели).

Помимо «оброшников», во многих местах на Пасху ходили волочебники – группы парней и женатых мужчин, либо девушек или женщин, распевавших особые «великоденные» песни, поздравлявших всех с праздником и за это получавших подарки (обычно угощение, которое участники обхода съедали на совместном пиршестве). Начинались песни обычно словами: «Не шум шумит, не гром гремит, Христос Воскресе Сын Божий!». В целом обход волочебников напоминал святочное колядование: «дружина» навещала все дома в селе, исполняя под окнами особые песни, прославляющие хозяев и желающие им всяческого благополучия. Завершали эти благопожелания обычно просьбой вознаграждения и угрозами в случае отказа («Кто не даст нам яйца – околеет овца, не даст сала кусок – околеет телок» и т.п.). К подобным угрозам крестьяне относились с суеверным ужасом и поэтому одаривали обычно щедро, не скупясь, чтобы «Божьи посланники» остались довольны и все предсказанные ими блага сбылись.

Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоРелигияМир

9366

01.05.2016, 09:29

URL: https://babr24.net/?ADE=144677

bytes: 10622 / 10570

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Общество"

На пути к энергетической независимости: о старте поставок оборудования для НПЗ в Монголии

Монголия продолжает укреплять свою энергетическую безопасность. При поддержке индийской компании Megha Engineering & Infrastructures (MEIL) начались поставки оборудования для первого в стране нефтеперерабатывающего завода.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкономика и бизнесМонголия

762

27.11.2024

Права человека в Монголии: о рекомендациях Комитета ООН против пыток

Комитет ООН против пыток (КПП) опубликовал результаты своего анализа положения дел в шести странах, среди которых оказалась и Монголия. Доклад отражает как прогресс, так и проблемы в области защиты прав человека, с которыми сталкивается монгольское общество.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

2118

26.11.2024

Телеграм Новосибирска за неделю: проект облбюджета и мэрский вирус

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в новосибирском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 18 по 24 ноября 2024 года включительно. Проект облбюджета Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области в первом чтении одобрили проект бюджета региона.

Андрей Игнатьев

ОбществоИнтернет и ИТНовосибирск

858

26.11.2024

Инсайд. Новосибирский миграционный отток населения

Новость о том, что впервые с 2005 года в Новосибирске зафиксировали миграционный отток населения, поразила многих. Все уже привыкли к тому, что население мегаполиса обязательно увеличивается, а о том, что происходит это в основном за счет миграции, предпочитали молчать.

Ярослава Грин

ОбществоНовосибирск

2311

22.11.2024

Блогнот. Как решают проблемы коренных малочисленных народов Севера?

Новости, связанные с жизнью коренных малочисленных народов Севера (КМНС), редко попадают в краевую информационную повестку.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесКрасноярск

3923

21.11.2024

Транспортное развитие столицы Монголии: в числе проектов канатная дорога

Улан-Батор сталкивается с серьезными инфраструктурными проблемами, ключевой из которых является транспортная перегруженность. Ежедневные пробки, нехватка общественного транспорта и сложности с развитием дорожной сети значительно снижают качество жизни горожан.

Эрнест Баатырев

ОбществоТранспортЭкологияМонголия

8287

21.11.2024

«Морской флот хана Хубилая»: богатая история на одной монете

Выпуск памятной монеты «Морской флот хана Хубилая», посвященной 750-летию первого монгольского вторжения на японские острова, стал значимым событием в монголо-японских отношениях.

Эрнест Баатырев

ОбществоИсторияМонголия

1135

20.11.2024

Инсайд. Чёрный вторник. Томский обзор

Губернатор Владимир Мазур будет держать ответ перед избирателями. Правда, в заранее проработанной форме, с конкретным сценарием и подготовленными вопросами, которые прошли многоступенчатую модерацию – в четверг, 21 ноября, состоится «прямая линия».

Ярослава Грин

ОбществоПолитикаТомск

5589

19.11.2024

Инсайд. «Чайлдфри» больше не будет

Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях законопроект, запрещающий «пропаганду чайлдфри». За документ единогласно проголосовали все 403 депутата.

Николай Головин

ОбществоРасследованияРоссия

4455

19.11.2024

Международная экология: мотоциклы для Бутана от Монголии

Монголия в последние годы активно развивает экологические инициативы, которые выходят за пределы ее границ. Одним из ярких примеров стала программа Rally for Rangers, организованная Монгольским экологическим центром (МЭЦ).

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияМонголия

3745

19.11.2024

Телеграм Томска за неделю: уход Руппеля, лишение Ярмоша мандата и поездка Мазура в Узбекистан

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 11 по 17 ноября 2024 года включительно. Уход Руппеля Николай Руппель покинул пост заместителя губернатора Томской области по строительству и архитектуре.

Андрей Игнатьев

ОбществоПолитикаТомск

10959

18.11.2024

Телеграм Красноярска за неделю. Гвардейцы кардинала и скандальное высказывание «историка» Спицына

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в красноярском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 12 по 17 ноября включительно. Гвардейцы кардинала и Д’Артаньян Часовитин На прошлой неделе местные телеграм-каналы искали в красноярской власти Д’Артаньяна.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

4719

18.11.2024

Лица Сибири

Андреева Мирра

Макушенко Елена

Таевский Борис

Шмидт Сергей

Боровский Олег

Струглин Герман

Часовитин Владимир

Короткова Алла

Бредний Вадим

Ковалева Альбина