Киноархив-1966: Все без ума от Мэрилин
50 лет назад в советский прокат вышел фильм «В джазе только девушки». Предполагалось, что наш зритель не просто развлечется и позубоскалит над придурковатыми музыкантишками в бабских шмотках, но и в очередной раз уразумеет всю мерзость буржуазной жизни.
Вместо этого советский зритель почему-то повел себя так же, как и заокеанский, – взял вдруг и навсегда влюбился в легкомысленную пышнотелую блонди с инициалами ММ. К моменту премьеры фильма в нашей стране белокурый ангелочек уже четыре года как лежал в могиле, но даже это никого не смутило.
В Америке двадцатых годов (несколько схожей с Россией девяностых) царили гангстеры и «обезьяний джаз». Неудачники Джо (Тони Кертис) и Джерри (Джек Леммон) были, конечно, связаны с последним (один – саксофонист, другой – контрабасист), но первые в их жизни тоже присутствовали: такое уж время. После того как бедолаги стали свидетелями гангстерской разборки, им осталось только напялить женские платья с париками и устроиться в девичий джаз-банд, чтобы подружиться там со светловолосой обаяшкой Душечкой (Мэрилин Монро) и позабыть обо всех жизненных напастях.
Леммон и Кертис в нашей стране больше запомнятся по фильму «Большие гонки», где им сопутствовала всего лишь Натали Вуд
Один из величайших американских режиссеров Билли Уайлдер всю карьеру напролет отличался здоровым цинизмом и ни разу не позволил себе опуститься до той несносной сентиментальщины, с которой Голливуд ассоциировался еще в первой половине прошлого века.
В «Джазовых девушках» (оригинальное название – «Некоторые любят погорячее»), главном своем шедевре, Уайлдер поместил в мрачную атмосферу гангстерского кино фарсовый сюжет с переодеваниями в духе «Тетки Чарлея». И, как клубничкой на торте, украсил все это прелестной Мэрилин, которая по сей день является самим воплощением словосочетания «секс-символ».
Монро, впрочем, поначалу отказалась от этой роли. Аргумент – типичный для блондинки: она не желала больше играть в черно-белых фильмах (на дворе стоял конец пятидесятых, и кино активно осваивало цвет). Но режиссер Уайлдер снимал ретро и цвета не хотел – поломавшись для проформы, 33-летняя душечка, кошечка и мечта поэта в итоге снизошла до его задумки. Сегодня очевидно, что прежде всего благодаря этой обаятельнейшей ретрофеерии ММ навсегда останется в истории кино.
Эту сцену знает каждый – Монро в грандиозном псевдодекольте мурлычет бессмертный зонг «I Wanna Be Loved by You»
Взрывной хит проката как в США, так и в СССР, «В джазе только девушки» удерживает величественное равновесие, изящно эксплуатируя скользкую тему трансвестизма и не опускаясь при этом ни до единой сальности. Логично, что данная тема особенно пришлась по душе именно американцам – нации первертов (недаром у них даже Пиноккио носил женское белье в одном из мультфильмов). Штатовское кино все это время неустанно возвращалось к образам мужиков, цепляющих на себя каблуки и юбки, но достаточно посмотреть каких-нибудь «Белых цыпочек» или «Дом большой мамочки», чтобы еще раз удостовериться, сколь низко пал Голливуд за последние полвека.
В «Девушках» же присутствует все то, за что люди вообще жалуют комедийный жанр (провальных произведений в котором – не счесть): диалоги, представляющие собой пикировку тщательно отточенными шутками от первой до последней сцены; каскад конфузных положений, из которых всегда найдется удивительный выход; совершенно демоническая игра актеров (Леммону в обличии попрыгуньи Дафны не станет мысленно аплодировать только слепой).
А фантастического качества дубляж (одно из неизменно запредельных достижений великих советских киностудий) сделал эту картину родной для всякого русского – такой же навеки «нашенской», как лучшие фильмы Гайдая и Рязанова.
«В джазе только девушки» (Some Like It Hot). Режиссер: Билли Уайлдер. США, 1959