Кино-2016: Киплинг в пересказе для бандерлогов
В прокате – «Книга джунглей», выглядящий каким-то бракованным компьютерный ремейк старого рисованного мультфильма.
Было так: жил в джунглях смуглый пацанчик Маугли. Водился с волчатами, считал сурового Акелу папашей, а ласковую Ракшу – мамашей. Дружил с пантерой Багирой и медведем Балу, сторонился питона Каа и отвратительных бандерлогов. Но тут пришел тигр Шерхан, увидел двуногого и аж затрясся от злобы. «Маугли, Маугли, – говорит, – а ведь я тебя съем». Наглый маугленыш ответил в том духе, что, мол, еще посмотрим, кто кого. А затем, конечно, устремился окольными путями в далекую человеческую деревню. Там, как известно, произрастает Красный Цветок – лучшее средство супротив тигров.
«Не промахнись, Акела», – скажет Маугли. Но в данной интерпретации сказки Акела промахнется так постыдно, как это только возможно
«Дисней» продолжает глумиться над собственной анимационной классикой. Уж пересняты «Ученик чародея», «Алиса в Стране чудес», «Спящая красавица», «Золушка»; на очереди – «Пиноккио», «Дамбо», «Красавица и чудовище», «Аладдин». Что ж, у каждого своя курица-золотых-яиц-производительница. У «DC Comics» – Бэтмен и Супермен, у «Марвела» – Мстители и Люди Икс, а у «Диснея» – львиная доля всех сказок мировой литературы, экранизированных славной студией в прошлом веке.
Нынче-то студия, понятно, бесславная – на одни ремейки способная да на «Зверополисы» с «Цыпленком Цыпой». Однако теперешние диснеевские барыши, вопреки всякой логике, таковы, что отец-основатель Уолт сам себе бы позавидовал. Ну или, наоборот, расстроился. Я, сказал бы, жизнь напролет корпел над шедеврами, а оказывается, что ничего этого не нужно было. Надлежало гнать кадр, халтуру лепить: усилий – по минимуму, деньжат – по максимуму.
Впрочем, чисто технические усилия и к «Зверополису», и к «Книге джунглей» приложены о-го-го какие, но вот со вкусом, стилем, остроумием, вдохновением – полный швах. Оттого это и халтурные фильмы, хотя трудятся над ними мильоны профессионалов, а растрачиваются на оный труд мильярды фертингов и трильоны сантиков.
Маугли и его угрюмый друган Багира. Как и у Киплинга, пантера здесь мужского пола
Поставил эту «Книжонку джунглей» Джон Фавро – и получилось столь же паршивое кинишко, как его «Ковбои против пришельцев». Эффектов – море, пафоса – горы, звезд – масса (здесь они все на озвучке, так что русскому зрителю последний пункт по барабану). А на выходе – пшик и преснятина, примитив и проходняк. Ни уму ни сердцу, ни о чем и ни о ком.
Рассматривать этот фильм можно с одной-единственной позиции – до чего, мол, техника дошла. Техника на месте не топчется – факт. «Книга джунглей» в технарском отношении обернулась эдакой радикализированной версией «Жизни Пи». Там тоже был индийский пацанчик и тигр. Плюс несколько зверьков-статистов, постепенно скармливаемых последнему. Все, кроме человечка, были компьютерные. И что же? «Публика визжала и плакала», как говорил композитор Керосинов, гениальный персонаж Евгения Петрова (осиротевшего после смерти Ильфа, но не растерявшего остроумия).
А вот Каа тут – самка, и такого не было еще нигде
«Пи» заработал 600 миллионов и четыре «Оскара». Публика требовала добавки. Тут-то и подсуетился «Дисней», доселе резонно считавший себя монополистом в рубрике «ребятам о зверятах». И поскольку животные здесь почти как живые (пусть за настоящих их все-таки не примет ни один ребенок), фильм совсем уж уподобляется пресловутому «Скотному двору». Непонятно, что коробит больше: условные мультяшки-млекопитающие из «Зверополиса», которые ведут себя как современные американцы, или максимально натуральные обитатели джунглей, жутко шевелящие пастями, из коих извергается осмысленная человеческая речь.
Впрочем, персонажи и без того сомнительно интерпретированы ремейкерами. Шерхан – тот же тигр из «Пи», только с обугленной рожей. Помешанный на меде Балу напоминает скорее Винни-Пуха-переростка, но и при этом он далеко не такой отвязный, как в исходной «Книге джунглей-1967». А здешний король бандерлогов – величиной почти с Кинг-Конга. Видимо, так создатели решили польстить целевой аудитории.
«Книга джунглей» (The Jungle Book) (12+). Режиссер: Джон Фавро. США, 2016