Кино-2016: Гангстер, который напугал Путина
В прокате – «Три девятки», мрачная криминальная драма о бесчинствах русской мафии на американских улицах.
Город Атланта, наши дни. Банда медвежатников под руководством дельного чернокожего Майкла (Чиветель Эджофор) оказывается повязана со всемогущей русской мафией и вынуждена провернуть для нее пару сложнейших ограблений. Раньше ими руководил бы главный мафиози – «жестокий русский еврей» с типично еврейским именем Василий Власов. Однако в данный момент Власов тянет небольшой срок в российской тюрьме: как сказано в фильме, «Путин так его боялся, что засадил на четыре года без обвинения». Подумайте, аж на четыре года и безо всякого обвинения! Ну и кто здесь, спрашивается, самый жестокий?
В общем, покуда Власов не откинулся, всеми мафиозными делами руководит его фурия-жена Ирина (Кейт Уинслет). Ей до зарезу требуются некоторые секретные материалы из правительственного здания в Атланте. Чтобы осуществить столь дерзкое проникновение, Майклу и его подельникам (половина которых – коррумпированные копы) приходится взять на вооружение отчаянный план: пришить какого-нибудь служителя закона, дабы включился полицейский код «Три девятки» – и все опера слетелись бы в один район.
Разумеется, «власовцам» пытаются противостоять хорошие полицейские, но их в этой истории всего двое, причем они родственники: племянник (Кейси Аффлек) и дядя (Вуди Харрельсон). Операция «Три девятки», как нетрудно догадаться, будет применена к кому-то из них.
Русских бояться – в Атланту не ездить
«Три девятки» – не просто мрачное, а прямо-таки панихидное крайм-кино. Этого следовало ждать, коли за постановку взялся австралиец Джон Хиллкот, дотоле снявший зверский вестерн («Предложение»), человеконенавистническую антиутопию («Дорога») и брутальный боевик про бутлегеров («Самый пьяный округ в мире»).
Сюжетно «Triple 9» будет послабее «Округа» и «Предложения» (худшим фильмом Хиллкота по-прежнему остается «Дорога»), но уж по части мрака, жути, грязи и мизантропии обозреваемая картина превосходит не только то, что успел снять австралиец, но и то, что в последнее время выдали равновеликие ему коллеги-криминальщики, делающие англоязычное кино.
«Советник» Скотта, «Великий уравнитель» Фукуа, «Черная месса» Купера, «Убийца» Вильнева – хиллкотовские «Три девятки» легко перещеголяли все эти фильмы по части безумной безнадеги и элементарного ультранасилия. Больше всего, впрочем, «Triple 9» похож именно на «Убийцу» – и звездным составом, и скромным бюджетом, и повествовательным принципом «герой последовательно спускается в ад».
Как и в случае «Убийцы», сценарий «Трех девяток» писан дебютантом – и это тоже здесь заметно
Да вот только кто он, здешний герой? По всему выходит, что Майкл в исполнении оскаровского номинанта Эджофора, еще недавно 12 лет мыкавшегося в рабстве. Но Майкл – антигерой, он как раз из тех, кто запускает адов механизм, в котором перемалываются совсем другие. В «Убийце» был беспроигрышный ход: на все ужасы происходящего мы смотрели глазами прекраснодушной коп-вумен, этакой идеалистки в форме.
В «Трех девятках» аналогичная функция доверена Кейси Аффлеку, но его роль – самая непрописанная. А режиссерские указания младшему брату Бена, кажется, сводились к одному: делай наивную мину и непрестанно жуй жвачку, работай челюстями. Мол, не мозгами же работать твоему унылому герою. Сорри, Кейси, но у нас кино про плохих парней.
Так это ограбление по-русски? Или по-американски? Все смешалось в фильме Хиллкота
Но плоше и гаже всех плохих и гадких здесь, прямо как в «Омерзительной восьмерке», оказывается женщина. Та самая Ирина Власова, вдохновенно сыгранная мастерицей Уинслет. Однако персонаж все же вышел слишком гротескный – такое работает у балагура Тарантино, но никак не у буки Хиллкота. Поэтому ад адом, но как только мы понимаем, что герои охотятся за компроматом на Путина (видимо, доставшимся Власову по завещанию Березовского), нам остается лишь расхохотаться.
«Три девятки» (Triple 9) (18+). Режиссер: Джон Хиллкот. США, 2016