Киноархив-1975: Домашние дети против диких гитар
40 лет назад вышли «Новогодние приключения Маши и Вити» – один из наилучших наших детских мюзиклов. Сегодня эта сказочка ценна прежде всего музыкой Геннадия Гладкова, великолепной от первой до последней ноты. Но фильм и вообще получился нестыдным.
Конечно, «Бременских музыкантов» того же Гладкова «Маша и Витя» не превзошли. Но успешно раскрытая здесь тема Нового года сделала из этой детской рок-оперы поистине уникальный артефакт. Так что всякий раз, как наступают зимние праздники, нам, рожденным в СССР, без Вити и Маши – прямо никуда.
Младшеклассники Маша (Наталья Симонова) и Витя (Юрий Нахратов) наряжают новогоднюю елку и ведут типичный для идиллического советского общества 70-х спор о том, кто круче – физики али лирики. Патентованный «физик» и сухарь-прагматик Витя указывает лирически настроенной Маше, что «Лукоморья нет на карте». Маша невозмутимо парирует: «А сказки живут тут и там». Диспут прерывает Дед Мороз (Игорь Ефимов), предлагающий детям отправиться в сказочный лес, дабы вызволить его внучку Снегурочку (Ирина Борисова) из плена злого Кащея (Николай Боярский).
Маша и Витя считают миссию Деда Мороза вполне выполнимой и с готовностью переносятся в сказку. Добраться до Снегурочки настойчивым детям мешают Кащеевы прихвостни Яга (Валентина Кособуцкая), Леший (Георгий Штиль) и Кот Матвей (Михаил Боярский), на досуге поигрывающие в самодеятельном лесном ансамбле «Дикие гитары» (яростный закос под «тлетворную и разлагающую» западную рок-музыку!). Помогают детям сладчайшие существа из русского фольклора: Печка, Яблонька и Лесовичок.
По-своему интересны кривляка Яга в рыжем парике и мини-юбке, неприкаянный Леший с замашками дворового хулигана, страдающий от зубной боли и мизантропии Кащей – но матерый котяра Матвей превзошел их всех
Эту незатейливую новогоднюю сказку поставил на «Ленфильме» начинающий комедиограф Игорь Усов с посильной помощью мэтра отечественной киносказки Геннадия Казанского. Но обессмертили ленту вовсе не режиссеры и даже не актеры, а гениальный Геннадий Гладков – лучший, наряду с Зацепиным, кинокомедийный композитор советской эпохи. Учитывая, сколь поразительна эта самая гладковская музыка, понятно, что «Приключения Маши и Вити» куда как недаром стали своего рода «Иронией судьбы» для мелких: вот уже сорок лет кряду без показа этой сказки абсолютно немыслим новогодний отечественный телеэфир.
При таком саундтреке трудно было бы не полюбить даже и бездарную ленту, а «Маше и Вите» все-таки не откажешь и в иных достоинствах, помимо музыкальных. Тут-то на авансцену и выходят талантливые артисты ленинградского театра и кино. Лучшее, что есть в фильме после Гладкова, – это четверка сказочных негодяев из группы «Дикие гитары». Как в большинстве советских сказок (если не во всех сказках вообще), злодеи оказались сильно колоритнее положительных персонажей, чья правильность нередко граничит с пресностью и безликостью.
Иными словами, как ни симпатизируй потешно занудному очкарику Вите и легкомысленной шепелявой Маше, все одно первые скрипки (ну то есть гитары) играют здесь, на взгляд зрителя, разбитные Яга, Кащей, Леший и особенно неописуемый Кот Матвей (кажется, первая звездная роль в кино совсем молодого Мишки Боярского).
Боярского в «Новогодние приключения» позвал Гладков, приметивший актера в роли Трубадура в спектакле «Бременские музыканты»
Сама же группа «Дикие гитары» явно задумывалась Гладковым как еще одна вариация бременских музыкантов, точнее даже – тех иностранных гастролеров, в которых ансамбль Трубадура перевоплотился в сиквеле хрестоматийного мультфильма. Однако название злодейского коллектива – скорее пародия на прозвища советских ВИА, коим поистине не было числа.
Козырные песенные номера сказочных злыдней высмеивали как «чуждые нам» западные музыкальные явления, так и порицаемые в прогрессивной прессе отечественные склонности. Сущая хиппи Яга исполняет нечто психоделическое (на уровне и самой песни, и танца), Леший питает несомненное влечение к блатным мотивчикам, а уж кот Матвей с его макияжем почти в духе группы Kiss и в джинсе с бахромой а-ля Элвис поет столь разухабистые куплеты, что им и определения-то не подберешь. Одно слово – мракобесие, столь распространенное на загнивающем Западе.
«Новогодние приключения Маши и Вити». Режиссеры: Игорь Усов, Геннадий Казанский. СССР, 1975