Кино-2015: С кем вы, мастера экстрима?
В прокате – «На гребне волны», квазиремейк знаменитого серф-боевика, в котором Патрик Суэйзи и Киану Ривз крепко и экстремально дружили на почве внедрения последнего в банду первого.
Не успел выпускник академии ФБР Джонни Юта (Люк Брейси) получить вожделенный жетон, как его тут же снабдили доской для серфинга и командировали на один из пляжей Лос-Анджелеса, о который, как известно, разбиваются волны Тихого океана. По сведениям бюро, там собирается шобла отчаянных экстремалов во главе с крутышом по прозвищу Боди (Эдгар Рамирес). Именно эта компашка подозревается в совершении целой серии дерзких преступлений. В разных частях света их совершают люди в масках с одним и тем же почерком: использование головокружительных трюков, отсутствие страха смерти, картинная быстрота действий и вовсю выпячиваемая бравада.
Бывает, и человек в костюме белки летает
«На гребне волны» 1991 года – весьма средний боевичок, неожиданно ставший культовым и пребывающий в этом статусе до сего дня. Два переоцененных актера (Суэйзи и Ривз); прибрежная романтика; внедрение в банду к славным и смелым свободолюбцам столь же отличного парня, пускай и легавого, – сомнительный, конечно, микс, пошловатый даже, но такое вполне могло выстрелить. «Гребень» и выстрелил. Сегодня этот фильм в разы известнее, чем куда более замечательная «Скорость» с тем же Ривзом.
Ремейк собирались снимать чуть ли не с начала века, и все эти годы интернет-фанаты оригинального «Гребня» так и порывались собрать мильон подписей под петицией супротив подобного покусительства. Мол, руки прочь от шедевра и все такое. Переснимайте своих «Терминаторов» с «Юрскими парками», а наших сентиментальных серферов не трогайте. Вы бы, дескать, плагиаторы позорные, еще на «Достучаться до небес» замахнулись (вот уж поистине иллюстрация поговорки «хрен редьки не слаще»).
Но что продюсерам вопли гиков и фриков! Продюсеры распрекрасно знают, что как раз эта заведомо возмущенная аудитория первой и побежит в киношку на свежее переосмысление квазишедевра. Поэтому под оберткой культового бренда «Point Break» могло оказаться что угодно – от рабской копии фильма четвертьвековой давности до лютого идиотизма по его отдаленным мотивам. Результат-то в любом случае один и тот же: бежим, смотрим, обеспечиваем ремейку какую-никакую кассу, а после растекаемся желчью по сетевым форумам. Нынче сия ситуация настолько стандартна, рутинна и скучна, что, окромя глупых гиков, над ней уж никто и не парится.
Фильм срежиссировал оператор первого «Форсажа». Оно и видно
При таком раскладе остается только слегка приподнять шляпу перед новоявленными ремейкерами. А то и почти удивленно повести по их адресу бровьми. Ибо в формальном отношении «Гребень-2015» сделан аккурат по тем целесообразным законам, о коих так долго грезили знатоки голливудского мейнстрима конца прошлого века. Сколько раз они восклицали на премьере очередной новой версии плохо забытого старого: «Опять все под копирку! Ужель нельзя просто оттолкнуться от образной системы классической картины и устремиться в полет собственной фантазии?!».
Что ж, в новейшем «Гребне волны» нечто такое и проделано. Ну а то, что полет фантазии ремейкеров оказался сугубо бреющим, – это уж дело десятое. Почин положен – вот главное.
Новизна задается уже лихим прологом с мотоциклетными перепрыгиваниями со скалы на скалу. Про серфинг будет одна-единственная сцена – та, что сразу после начальных титров. Дальнейшее происходящее на экране не будет иметь вовсе никакого отношения к событиям оригинального «Гребня». Герои будут колесить по всему свету, всюду по-черному экстримничать и класть с прибором на доморощенную философию Патрика Суэйзи, которой он так пронял 24 года назад толпы восприимчивых молокососов.
Назвав собственную (пусть пустяковую) киношку ремейком, авторы сами себя высекли
По сути, от старого фильма здесь остались лишь имена героев и общая коллизия, в которой даже в 91-м не было ни толики оригинального. Спрашивается: зачем создателям вообще понадобилось дразнить гусей и обзывать свое самостоятельное детище ремейком спорного культа? В расчете на заинтересованность бешеных гиков, что ли? В таком случае эта стратегия ничуть не лучше привычного калькирования. Хрен редьки не слаще.
«На гребне волны» (Point Break) (16+). Режиссер: Эриксон Кор. Германия, Китай, США, 2015