Кино-2015: Школота в гостях у страшной сказки
В прокате – «Ужастики», невыносимо инфантильная и плоская комедия с кучей мультяшных монстров, неприятными тинейджерами и толстым нервным писателем, косящим под Стивена Кинга.
Старшеклассник Зак переезжает с мамашей-завучем в заштатный городишко. Заку моментально бросается в глаза наличие соблазнительной сверстницы в доме по соседству, что несколько примиряет его с перспективами жизни в эдакой глухомани. Но вот незадача: девчушка живет с отцом-одиночкой (Джек Блэк), агрессивным социопатом, который явно прячет от людей какие-то свои мрачные тайны. Заку невтерпеж узнать, что скрывают соседи, поэтому он забирается к ним в дом, натыкается там на книжный шкаф – и в итоге выпускает на волю десятки монстров.
Тут-то все и выясняется: оказывается, странный соседушка – знаменитый хоррор-писатель Роберт Стайн, а придуманные им монстры реальны. То есть они живут в его замкнутых на замки рукописях: стоит взломать любую, как описанное там чудище обретет плоть и свободу. Зак, как назло, освободил отвратную куклу-медиума, а уж та тотчас распахнула двери всех остальных темниц, где томились ее потусторонние собратья. И теперь судьба города – в руках нелепой четверки: сумасшедшего папаши с дочкой, криворукого Зака и одного его придурковатого приятеля.
Режиссер Леттерман уже работал с комиком Блэком в позорнейшей экранизации «Гулливера»
«Ужастики» – сущий рахат-лукум и сахарная вата в обманчиво взрослой обертке. И хотя здесь действуют дикие чудища и пубертатные подростки, фильм может (но даже не должен!) впечатлить лишь зрителей дошкольного возраста. Иными словами, «Ужастики» – это даже хуже, чем мультдилогия «Монстры на каникулах», не так давно спровоцировавшая вашего автора на пространную иеремиаду насчет деградации анимации.
«Ужастики», по сути, тоже мультфильм, о чем нам без обиняков сообщает вводная заставка Sony Pictures Animation. И ведь мультфильм не из самых дешевых – за 60 мильонов как-никак снят. А вот поди ж ты – смотреть вконец невозможно. «12+», говорите? Ну-ну. Если до такого человек созревает только в двенадцать, то сказку про Буратино ему следует разрешать не раньше, чем в шестнадцать. Там же пропаганда прогуливания уроков, бандиты в масках, насилие в кукольном театре – ужас! А как известно, просто «ужас» (16+) – это хоть еще и не «ужас-ужас» (18+), но уже и не «ужастик» (12+). Для шестилеток в свою очередь надо снять «ужастичек» – жутко даже представить, что это такое будет.
Уже по этому кадру всякому должно быть понятно: главная составляющая «Ужастиков» – истошный ор на пустом месте
Эффекты здесь, впрочем, нормальные, сносные; ну так и в «Монстрах на каникулах» наличествовала не самая зазорная прорисовка персонажей. Проблемы у всех ужастикмейкеров известно в чем – в дефиците фантазии словесного и драматургического толка. Эти ребята способны намалевать на компьютере все что угодно, но как только возникает необходимость втиснуть намалеванное в какие-никакие повествовательные рамки, руки у сих деятелей опускаются, а лица покрываются печатью скорби и уныния. На эти грабли (или, если угодно, траблы) голливудцы наступают который уж год – и остается только диву даваться: как это у них лбы выдерживают?
Монстры вернулись с каникул – и совсем уж потускнели
Есть еще один момент, позволяющий киношным проходимцам так долго держаться на плаву. Это неугасимая зрительская надежда на лучшее, ожидание перемен, вера в чудо, наконец. И ведь маленькие чудеса иногда происходят – к таковым можно отнести, например, комедию этого же года «Пиксели». «Ужастики» отсылают примерно к тому же культурному пласту – фильмам «Гремлины», «Охотники за привидениями» и «Джуманджи».
Но ежели «Пиксели» встали в приведенный ряд едва ли не как влитые, то «Ужастики» нельзя уравнять в правах даже и с какой-нибудь «Ночью в музее». А уж не дотянуть до «Ночи в музее» – это надо постараться. Впрочем, и Джек Блэк ничуть не тождествен Бену Стиллеру.
«Ужастики» (Goosebumps) (12+). Режиссер: Роб Леттерман. США, Австралия, 2015