Кино-2015: Капитан, мужлан, Левиафан
В прокате – историко-приключенческий блокбастер «В сердце моря», компьютеризованная повесть о том, как белый кашалот терроризировал китобоев.
1820 год, остров Нантакет, что принадлежит штату Массачусетс. Именно отсюда китобойное судно «Эссекс» отправляется в долгую экспедицию за жиром крупнейших морских зверей, а также драгоценным спермацетом, добываемым, как известно, из головы кашалота. Капитаном корабля назначен высокомерный представитель белой кости Поллард (Бенджамин Уокер), а старпомом – лихой парвеню Чейз (Крис Хемсворт).
Все шло сравнительно неплохо до тех пор, пока «Эссекс» не атаковал здоровенный белый кит. Корабль был разнесен в щепки, а выжившие члены экипажа кочевали по океану в шлюпке на протяжении трех месяцев... Спустя годы об этой истории прослышал начинающий писатель Герман Мелвилл – и глаза его загорелись, а мозги зашевелились. Короче, не случись с «Эссексом» описанный казус, не было бы вам сейчас никакого «Моби Дика», дорогие читатели.
Китяра прямо-таки фонтанирует ненавистью по отношению к своим потенциальным убийцам
Уж столько снято «Моби Диков», а голливудцам все неймется еще и еще раз проэксплуатировать тему Гигантского Кита и Одержимого Охотника. А остановиться, если по-хорошему, следовало еще в 1977-м, когда вышла замечательнейшая «Смерть среди айсбергов» – идеальный киношный «Моби Дик», пусть и осовремененный.
Режиссер Рон Говард оказался продвинутее многих – он прочитал не только художественного «Моби Дика», но и научно-популярную книжку о том историческом событии, которое подвигло писателя Мелвилла накатать свой неподъемный колосс о Чуде-юде Рыбе-ките. Кинематографист Рон ознакомился с этой историей – и она, видимо, пробрала его ничуть не меньше, чем литератора Германа за полтора века до того.
Говарду, впрочем, не привыкать вдохновляться «правдой жизни». Он уже снимал о реальных астронавтах («Аполло-13»), боксерах («Нокдаун»), политиках («Фрост против Никсона») и сумасшедших математиках («Игры разума»). Наконец, два года назад Рон поставил один из лучших своих фильмов – «Гонку», высокоскоростную драму из жизни чемпионов «Формулы-1».
Тор – опять не торт
Прямиком из той «Гонки» в «Сердце моря» перекочевал австралийский здоровяк Крис Хемсворт, который, казалось, обречен повсеместно восприниматься как дубоватый божок Тор из одноименной безмозглой дилогии и вконец презренных «Мстителей». Говард, однако, уверяет, что Хемсворта он считает за прямого продолжателя дела Джона Уэйна, Клинта Иствуда и Харрисона Форда. И да, в отличие от этой великолепной троицы, в Крисе не чувствуется иронии, ну так Рон Говард и заставляет его играть всамделишных серьезных мужиков, а не вымышленных прикомиксованных живчиков.
Вот только пресловутой «Гонке» картина «В сердце моря» уступает настолько же, насколько роман «Моби Дик» – «Острову сокровищ». Сорри, сравнение некорректное: в фолианте про кита была, разумеется, и глубина, и философия, и саспенс с катарсисом. В говардском «Сердце моря» из перечисленного осталась только глубина. Да и она не в переносном, а в прямом значении – морского дна в фильме не видать: что есть, то есть.
Кто сказал, что птеродактили вымерли?
Штука в том, что позапрошлогодняя «Гонка» выглядела подлинным откровением на фоне доставшей франшизы «Форсаж». А «В сердце моря» вторичнее и утомительнее едва ли не любого морского блокбастера из последних. «Жизнь Пи» была круче (хотя тамошний тигр нарисован не столь удачно, как здешний кашалот). «Не угаснет надежда» – драматичнее (даром что там действовал один-единственный персонаж). А по части элементарного океанского размаха данное «Сердце» в разы превосходят погремушечные «Пираты Карибского моря».
И даже весь каннибализм, которым нас загодя пугали, вынесен за кадр. В конце рассказчик, охая и морщась, сознается: «Ну да, скушали мы тогда нескольких своих товарищей, чего уж там». И все, больше в фильме об этом ни звука. Это же вам не трэш – это Эпос. Тут думать надо, соображать, а не щекотанием нервишек заниматься.
«В сердце моря» (In the Heart of the Sea) (12+). Режиссер: Рон Говард. США, 2015