Кино-2015: Бондяга
В прокате – «007: Спектр», двадцать четвертая серия бондианы, наиболее дорогостоящая и одна из самых посредственных.
Полетав на вертолете над Мехико и совокупившись в Риме с некой старушкой (Моника Беллуччи), Бондушка (Дэниел Крейг) один выходит на дорогу супротив целого «Спектра». Так именуется страшенная организация, возглавляемая каким-то гримасничающим чудиком (Кристоф Вальц). По дороге в «Спектр» Бонд-блонд встречает очередную «бондиху» (Леа Сейду) – не менее блондинистую, чем он, француженку бальзаковского возраста. Этим двоим целого мира мало, однако завтра не умрет для них никогда. И даже для величайшего злодея всех времен у них найдется квант милосердия в виде слов «умри, но не сейчас».
Даже Вальц не в состоянии гальванизировать ту сплошную вялую глупость, из которой слеплен фильм «Спектр»
24-й «Бонд» менее всего походит на самую дорогую серию затянувшейся франшизы, но факт остается фактом – в «Спектр» вбухали такую сумму, какую раньше рисковали отстегивать разве что на производство «Трансформеров» и «Пиратов Карибского моря». Это уже говорит о многом: Бонд, получается, окончательно опопсел, опустился, стал достоянием черни. Одним словом – обезличился. Ведь подлинный блокбастер должен угождать каждому и никому в отдельности. А бондиана основное время своего существования была культовым товаром, зрелищем «на любителя», то есть имеющим столько же сторонников, сколько и противников.
Ну хоть бонд-герл на сей раз сравнительно сносная – и то хлеб
Когда-то Бонд бесил дураков, не умеющих отличать стеб от серьеза, – и в этом качестве Ноль Ноль Седьмой был поистине прекрасен. А потом те же дураки сами вторглись в бондиану – и попытались сделать ее тяжеловесной. В первый раз это у них даже получилось: картина «Казино “Рояль”» (2006) – одно из лучших украшений франшизы.
Но потом, как водится, последовали фильмы средней паршивости – «Квант милосердия» и «Координаты “Скайфолл”». В «Спектре» авторы попытались вернуться к истокам – легкости, изяществу, полупародийности. Пока не вышло.
«Спектр», впрочем, чуть лучше «Скайфолла», хотя это и сомнительный комплимент. Просто те «Координаты» вышли в один год с последним «Темным рыцарем». Тогда все алчные продюсеры заставляли своих марионеточных режиссеров форсировать мрачность и напыщенность в стиле шарлатана Нолана. Самое обидное, что банк в итоге оказался сорван этими конъюнктурщиками – сборы «Скайфолла» перевалили за мильярд.
В «Спектре» «темного рыцарства», слава Бонду, нет, но и кассовый куш, возможно, будет не столь солидным. «Спектр», видите ли, во многом ориентирован на знатоков старых серий, что навряд является правильной стратегией в плане рентабельности. Но и редких сегодня консервативных бондоманов «Джей Би-24» не сильно порадует. Ну да, ревизия ранних серий здесь проведена – но до чего постыдная, какая паскудная, сколь пасквильная ревизия! Ни ума, ни таланта в этом отношении не явлено, а то, что создатели удосужились отсмотреть бондовскую классику, еще не делает их героями.
«Спектр» – уже не реализм в духе «Казино “Рояль”», но еще и не пародия а-ля Роджер Мур; словом, ни се ни то
На все бесконечные два с половиной часа «Спектра» приходится лишь пара-тройка коротких эпизодов, которые можно признать удовлетворительными. Причем главным из них картина и открывается: в десятиминутной интродукции с карнавальной беготней и вертолетным кружением Джеймс, что называется, «жжет» (зато после начальных титров очень надолго затухает). Ну да ведь всем известно: «Бонд» без ударного пролога – все равно что всадник без головы. «Главное – правильно начать» – неписаное правило франшизы еще со времен Шона Коннери.
Поговаривают, что следующим Бондом станет негр. И тогда с 007 точно надо будет попрощаться всякому правоверному бондофилу. Посему заценить «Спектр» можно за-ради одного того, что это, возможно, последний фильм, в котором Бонд еще отдаленно похож на человека. Но лучше все-таки скачать старые серии с Коннери и не пытаться догнать тупоумную моду.
«007: Спектр» (Spectre) (16+). Режиссер: Сэм Мендес. США, Великобритания, 2015