Кино-2015: Пираты пятого океана
В прокате – «Пэн: Путешествие в Нетландию», безвкусная сказка, в которой условный Оливер Твист попадает на условный остров сокровищ и выучивается там летать.
В разгар Второй мировой над одним из лондонских сиротских приютов пролетает… нет, не немецкий бомбардировщик, а, наоборот, пиратский корабль, прибывший прямиком из волшебной страны Нетландии. Умыкнув прямо из мальчиковой опочивальни горстку сироток, пираты доставляют их своему капитану – Черной Бороде (Хью Джекман), нещадно использующему детский труд на своих персональных шахтах.
Один из похищенных отроков оказывается, однако, Избранным – зовут его Питер Пэн, и он умеет летать. Вскоре уникальное дитя подружится со славным малым в шляпе (Гарретт Хедлунд) и индейской принцессой в несусветном головном уборе (Руни Мара). К Пэну примкнут прочие пацанчики, а также в обилии летающие тут феечки, – и вся эта дикая компания отправиться брать Бороду на абордаж. За благородных пиратов зрителю тотчас станет страшно и волнительно.
Еще один доморощенный Индиана Джонс. В «Мире Юрского периода» был лучше
Вообще-то все свои повести про инфантильного летуна Питера Пэна английский писатель с большими усами и неменьшими причудами Джеймс Барри сочинил задолго до Второй мировой войны. Но английскому же режиссеру Джо Райту, конечно, виднее – он у нас дока по части переиначивания классических сюжетов. Причем верной союзницей режиссера доселе была Кира Найтли, сначала воплотившаяся у него в джейн-остиновскую девицу Элизабет Беннет, а затем и в саму Анну Аркадьевну Каренину.
И просчет мистера Райта в осуществленной им ревизии еще одной старой сказки состоит именно в том, что на сей раз он умудрился обойтись вовсе без Киры. Напрасно. На роль Пэна надо было брать именно ее. А что – в обносках летающего сиротки она б смотрелась уж всяко лучше, чем в шубе Анны Карениной. Тем более это пикантно и по-хорошему старомодно. Нынче никто из звездных дамочек не берется взваливать на себя амплуа травести, а ведь одно это сулит повышенный интерес публики в эпоху, когда всякие различия между полами навязчиво стираются, словно ластиком. Разнополым (пока еще) голливудским небожителям давно пора меняться костюмными и гендерными ролями на съемках – как на балах у императрицы Елизаветы Петровны.
Ну и что из того, что Руни Мара не похожа на индианку? Зато в фильме хоть что-то приятное для глаз появилось
Но в плане последних веяниях Джо Райт, увы, сущий старпер и ретроград. Он ведь только прикидывается стильным и модным, а на деле тяжеловесен, как бабушкин сундук. Любит нагромождения ярких шмоток, вычурных поз и прочей замшелой театральщины. Не чурается зачитывать мораль и снимать в стиле наиболее безвкусных мюзиклов полувековой давности. Если его «Анна Каренина» прилежным русским читателям показалась дичью и пургой, то «Нетландия» их просто усыпит. Околесицы тут тоже хватает, но роптать уже ни к чему. Что нам извалянный в луже сказочник Барри после того, как в аналогичное положение вляпался Лев Николаич?
Да и, разумеется, Пэн – не Пух и не Алиса из Страны чудес. Пущай Питера хоть ползающей девочкой сделают – громких протестов не будет. Но все-таки о некоторых прежних экранизациях данной сказочки многие, возможно, вспоминают не без щемящего чувства. По-своему хороши были и «Питер Пэн» 1953 года (мультипликационный), и одноименный фильм 2003-го (немультипликационный), и даже спилберговский «Крюк» (1991), считающийся провальным. Господи, чем же тогда счесть райтовскую «Нетландию»? «Нижним днищем нижнего ада», по выраженью БГ?
Меня ты поймешь – хуже страны не найдешь
За все то, что хотя бы не раздражает в данном фильме, отвечают буквально два человечка. Первый – решительно неузнаваемый Хью Джекман, почти столь же органичный пират, как Крюк из советской версии «Пэна» в инфернальном исполнении Александра «кардинала Ришелье» Трофимова. Второй – эффектная Руни Мара, бывшая «девушка с татуировкой дракона». Всю остальную кунсткамеру «Нетландии» следовало бы списать с летающего корабля на корм летающим же крокодилам.
«Пэн: Путешествие в Нетландию» (Pan) (6+). Режиссер: Джо Райт. США, 2015