Кино-2015: Над шпилями, над крышами качается всех выше он!
В прокате – «Прогулка», грандиозный аттракцион и захватывающая реальная история; кажется, лучший фильм этого года.
7 августа 1974 года французский канатоходец Филипп Пети (Джозеф Гордон-Левитт) в течение сорока минут прохаживается туда-сюда по тросу, натянутому на 400-метровой высоте между башнями-близнецами только что построенного Всемирного торгового центра. Никакой страховки у Пети нет, равно как нет и внятного смысла в совершаемом им деянии. Но в том-то и божественная, чудовищная, сумасшедшая красота этого поступка.
После просмотра трудно отделаться от мысли, что Филипп Пети – возможно, самый смелый человек из когда-либо живших
Дорогой зритель! Забудь о «Разломе Сан-Андреас», «Безумном Максе-4», «Миссия невыполнима-5» и всех остальных фильмах этого года, которые могли показаться тебе дюже зрелищными. «Прогулка» – вот то единственное 3D-представление 2015-го, которое действительно нельзя не увидеть.
Может быть, более зрелищного фильма в текущем веке еще и вовсе не было снято. Оговорюсь: речь не о фильме как таковом, а лишь о кульминационной его сцене. Но, поверьте, один этот пространный финальный эпизод (в картине, снятой всего за 35 лимонов!) стоит десятка грохочущих 200-миллионных киномахин. Однако и дожидаться данного катарсиса приходится отнюдь не с кислой миной.
Фильм тщательно следует положенным в его основу реальным событиям – а историю столь беспрецедентного безумства как раз и хочется знать во всех деталях. Как подобная идея вообще зародилась в голове этого Пети, как он к ней готовился, кто ему помогал, о чем его сообщники думали, идя на такое, и т. д. Обо всем этом «Прогулка» рассказывает обстоятельно, занимательно, ни на секунду не нудно. Так что глаз от экрана невозможно отвести с самого начала, а не только в период кульминации.
«Лилипуты, лилипуты – казалось ему с высоты»
Ну а ровно через полтора часа после стартового титра «Tristar Pictures presents» в этом двухчасовом фильме начнется то, от чего гораздо раньше примется замирать сердце восприимчивого зрителя, – Гордон-Левитт сделает свой первый шаг по стальной проволоке, натянутой над бездной. Сопутствующий дальнейшим медленным шажкам саспенс настолько силен, весом, истинно головокружителен, что аналогов этому визуальному впечатлению ваш обозреватель, уж извините, не в состоянии припомнить.
Вот она, восхитительная экранная иллюзия в действии, воплощенная магия кино и чудо голливудских технологий. За несколько минут этого хождения популярного артиста по веревочке (а фактически – по нашим натянутым нервам) можно успеть испереживаться на сотню сверхнапряженных картин вперед. Да и все они покажутся чепухой после «Прогулки». И ведь каждый прекрасно знает, чем именно закончится сей фильм. Очевидность концовки режиссер не скрывает даже и от того, кто ничего о Филиппе Пети заранее не слышал, – ибо фильм построен так, что главный герой рассказывает свою историю как бы много лет спустя, обращаясь прямо в зрительный зал с торжествующим выражением на лице «ах, каким я тогда оказался молодцом!».
Более того – ты прекрасно знаешь, что все это декорации, зеленый экран, компьютерная графика, что Гордон-Левитт на съемках, разумеется, не подвергался ни малейшему риску. Но ничего не можешь с собой поделать – вцепляешься в подлокотники, холодеешь и только что не стучишь зубами.
Сначала он просто шагал, потом стал фокусничать – то подпрыгивать, то посиживать, а то и полеживать
Ну и, наверное, идеальным зрителем фильма Земекиса все-таки окажется тот, кто не будет загодя знать историю прогулки Пети в подробностях. Такой реципиент приятно удивится, обнаружив, что герой не просто прошел от одной башни к другой, а именно балансировал меж ними битый час. Даже если бы все кончилось после одного перехода, это уже выглядело бы предельно круто, сногсшибательно, феерично. Но когда «прогульщик» вдруг развернется и пойдет назад под бессмертную бетховенскую пиесу «К Элизе», тогда-то вас окончательно охватит чистейшее созерцательное счастье.
«Прогулка» (The Walk) (12+). Режиссер: Роберт Земекис. США, 2015