Кино-2015: Белиберда продолжается. Теперь вместе с зомби
В прокате – «Бегущий в лабиринте: Испытание огнем», вторая часть вздорной франшизы про подростков, во весь опор несущихся спасать мир от каверз идиотов-взрослых.
Они снова бегут, но уже не в лабиринте! После того, как в финале первой серии добрые военные забрали юных героев из ужасного сооружения, главный герой Томас (Дилан О’Брайен) выясняет, что сии солдафоны – не так уж добры. Поэтому ребятки спешно улепетывают из уютной военной базы и по дороге постепенно выясняют, что случилось с планетой, покамест они прохлаждались в лабиринте.
А случилось многое. Калифорния стала пустыней, миром де-факто правит грозная и грязная организация «Порок», а большинство жителей Земли превратились в зомби. Все дело в пагубном вирусе, иммунитет к которому имеется только у тех подростков, которые побывали в лабиринтах (да, ситуация с нашими героями не была уникальной – лабиринтов, оказывается, понастроили до черта). Ну а куда ж теперь бегут Томас и его команда? Разумеется, к тем немногим выжившим взрослым, которые объединились и противостоят «Пороку». Так что да здравствует еще одна молодежно-гламурная революция, ибо без половозрелых ребятишек усталым перезрелым сапиенсам, разумеется, ничего не светит…
Как сказал бы гоголевский городничий: «Ничего, сиквел такой, что еще можно повисеть»
Главное для каждой из подростковых антиутопий средь тех, что расплодились в последнее время, как живые мертвецы после зомби-эпидемии, – это дотянуть хотя бы до второй серии. А там уж все пойдет как по накатанной. Выиграл первый тур (читай: окупился) – и ты в дамках.
Тут все дело в элементарном психологическом эффекте. Обычный сиквел (то есть рассказывающий новую историю с полюбившимися героями) всегда хуже оригинала. Тогда как вторая серия многосерийного фильма завсегда интереснее первой. Персонажи полюбились, а история не закончилась, – в этом весь фокус.
Как и «Голодные игры» с «Дивергентом», «Бегущий в лабиринте» – это тоже одна длинная, как колбаса, история, разрубленная на три-четыре куска. Причем случай второго «Бегущего» совсем особенный – повествование в «Испытании огнем» начинается ровно с того места, где обрывалась первая часть, однако стиль, наполнение, сам жанр картины меняются при этом на глазах.
Одного из злодеев недурно изобразил какой-то Эйдан Гиллен – нечто среднее между Эдвардом Нортоном и Бориславом Брондуковым
Если прошлогодний фильм напоминал дешевую версию «Повелителя мух», то этот – словно бы дорогой вариант «Обители зла». Вместо капризных детишек (их по доброй традиции изображали двадцатипятилетние мужики), скандалящих из-за того, кому идти в лабиринт к минотаврам, тут уже действуют бодрые подростки, без лишних соплей расправляющиеся с мерзотными зомбаками.
Итак, «Обитель зла» плюс «Остров» Бэя плюс какой-нибудь из «Безумных Максов» (скорее всего третий, самый никчемный) – все это пусть и не классические, но хотя бы формально более взрослые ориентиры, нежели «Повелитель мух». А уж на своих вышеупомянутых предшественников, на дивергентные, так сказать, игры, «Бегущий» теперича не похож ничуточки.
Впрочем, этот похвальный разворот в сторону вящего разнообразия вовсе не отменяет того факта, что история про лабиринт, как ее ни модернизируй, сама по себе беспросветно, неисправимо бестолкова. Настолько бестолкова, что рутинные, жвачные, телячьи и девчачьи «Игры» с «Дивергентом» рядом с ней кажутся преисполненными несказанной драматургической гармонии.
После того, как неразумные взрослые все похерили, на авансцену выходят младые да здравые
Но, конечно, и при выверенном сюжете вся эта до боли знакомая постапокалиптическая дребедень отдавалась бы барабанной дробью в ушах и постылой рябью в глазах у каждого, кто не сегодня узнал, кто такие зомби и что они едят. Тем не менее при такой-то тематике (не говоря о сценарии) во втором «Бегущем» невооруженным оком заметна на удивление сносная работа оператора и режиссера. Догадал же их черт родиться в эпоху голливудского вырождения!
«Бегущий в лабиринте: Испытание огнем» (Maze Runner: The Scorch Trials) (16+). Режиссер: Уэсс Болл. США, 2015