Валерий Кичин

© Babr24.com

 Источник: Блог Валерия Кичина

КультураМир

6907

06.02.2015, 16:42

Кинотеатр военных действий

Многострадальный "Левиафан" выходит на экраны России. Еще ни один фильм нашей киноистории не обрастал таким пышным шлейфом слухов, домыслов, наветов, славословий и прямых оскорблений задолго до премьеры.

Первые рецензии появились после успеха картины на Каннском фестивале в мае 2014-го. В большинстве - восхищенные: Андрей Звягинцев снял свой лучший фильм. В зарубежной печати замелькало слово "шедевр". Но патриотической радости по поводу внушительной победы "наших" почему-то не наблюдалось в родных пенатах. И уже тогда в рунете возникли предположения типа: если враг хвалит - значит фильм льет воду на чужую мельницу.

Авторы снимали его в уверенности, что могут помочь своей стране увидеть в лупе искусства одну из разъедающих ее язв - помочь излечению. Но время менялось быстрее, чем делался фильм: оно теперь было расположено не язвы лечить, а шить новое "дело врачей", рискнувших сказать трудную правду. Бдительность, еще сталинской эрой заложенная в гены, исправно сработала: не посмотрев картину, люди утверждали, что на страну вылит ушат грязи. Под удар попала даже "Елена", предыдущий фильм Звягинцева, год назад показанный по ТВ при огромном рейтинге и тогда обсуждавшийся мирно. Но время изменилось.

Вскоре Дума приняла закон о недопустимости мата, он стриг под одну гребенку и фильмы, где грязный словесный мусор был способом изъясняться, и картины, где мат возникал редко, но метко, а главное - по делу. Премьеру "Левиафана" стали откладывать в надежде на послабление. И чем больше откладывали, тем плотнее становился клубок вздорных слухов. Кино еще никто не видел, но "Левиафан" уже расколол общество на сторонников и противников. Это был спор слепцов о цвете огурца, но в интернете авторам уже шили политику, их клеймили врагами народа. Сколько-нибудь объективный анализ художественных качеств фильма в этих условиях становился невозможным. Теперь критик, даже и справедливо отмечавший несовершенства "Левиафана", выглядел или тем глупцом, что тушил пожар керосином, или светочем разума, подтвердившим худшие наветы масс.

И, наконец, произошла "утечка" фильма в Сеть. Была это кража или хитрый пиар-ход, неважно: взрыв прогремел. Уже обзаведясь шорами, диктующими угол зрения, зрители теперь не фильм смотрели, а искали в нем подтверждения априорному мнению. Найти "чернушные улики" (распад общественных связей, беззащитность человека перед государственной машиной, наглеющая коррупция, которую освящает духовник) было нетрудно: обстоятельства, в которых действуют герои, заявлены с самого начала. И, по отзывам судя, этим началом многие ограничились. Сели, уже заведенные, легко раздражились от невеселых пейзажей и тягостных событий, и на первом же телефонном звонке знакомство с картиной закончили: художественных аргументов и сложившейся темы фильма мало кто дождался.

Но число его противников резко умножилось. К ним подключились и те СМИ, что понятие "патриотизм" трактуют не по Пушкину и Салтыкову-Щедрину, а по Жданову. Возник скандал, равного которому не было со времен "Доктора Живаго". При ровно тех же основаниях: не видел, но возмущен.

Те же, кто счел необходимым посмотреть картину внимательно и непредубежденно, признались, что она затронула важные для них струны. Так, сайт "Православие и мир" опубликовал рецензию монаха Диодора (Ларионова), глубине и доказательности которой могут позавидовать профессиональные критики. "После просмотра становится абсолютно ясно, что режиссёр не рассчитывал ни на какие награды, а спокойно снимал то, что ему важно, и рассказывал о том, что для него дорого... «Левиафан» — очень зрелый, честный и ответственный фильм о Боге и о вере. Это фильм о духовной реальности и о том, в каком отношении к этой реальности находится современный человек". Разумеется, у воцерковленного автора рецензии своя оптика, но лучше не скажешь: именно в такой оценке сущности картины сходятся и верующий и атеист, вопрос только в терминологии. Объединяющий момент: понимание кино как искусства, т.е. художественного концентрата проблем общества, а вовсе не фото, документирующего жизнь того или иного региона.

Конечно, не все в фильме и мне кажется убедительным. Например, неожиданный побочный сюжет с изменой и суицидом или убийством, так и оставшимися загадкой. Он несоизмерим с главной темой - беспомощности рядового человека перед всесильным чиновником и тем, что он генерирует во власти. Эта тема сближает фильм с еще более обобщающей "Шинелью" Гоголя - другого "очернителя России".

Эмоциональный итог картины можно было бы сформулировать названием давнего фильма, подведшего итог эпохе, - "Так жить нельзя". Эта нехитрая констатация уже содержит позитивный смысл: чтобы взглянуть боли в лицо, требуется мужество, но это первый шаг к излечению. Смысл "Левиафана" действительно универсален и способен объединить общим неприятием и общей идеей людей разных стран и верований - если смотреть с открытой душой и желанием разобраться в себе и в окружающем мире. Не случайно его приняли близко к сердцу на разных континентах - фильм и о них тоже.

"Левиафан" выходит в России после лавины увенчавших его отечественных и международных наград и в преддверии решительного раунда "Оскара". И хотя есть очень сильные соперники - в первую очередь художественно безупречная польская "Ида" - у нашей картины много шансов на успех. Любая победа сборной по хоккею на паркете у нас повод для национального ликования - в случае же с "Левиафаном" напряжение только растет. Его противники изощряются в изобретении уничижительных эпитетов и демонстрируют столь неприкрытую злобу, что невольно вспомнишь поговорку об Юпитере злящемся и уже потому неправом. Эта злоба лишний раз подтверждает: недуг, поразивший общество, еще глубже и серьезнее того, что зафиксирован в фильме. Высказывание в искусстве становится опасным для автора. Еще вчера почитаемый режиссер, сняв лучшую свою картину, вдруг обнаружил, что даже его творческие планы теперь вызывают только злые усмешки. Толпа любит забрасывать своих пророков каменьями. Пока не придет отрезвление.

Валерий Кичин

© Babr24.com

 Источник: Блог Валерия Кичина

КультураМир

6907

06.02.2015, 16:42

URL: https://babr24.net/?IDE=132790

bytes: 6010 / 6010

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Валерий Кичин.

Другие статьи в рубрике "Культура"

«Чингисхан: как монголы изменили мир»: в Монголии открывается выставка исторических реликвий

3 июля в Улан-Баторе открывается выставка «Чингисхан: как монголы изменили мир», на которой будут представлены исторические реликвии, принадлежавшие великим ханам Монгольской империи и хранящиеся в европейских странах. Подробнее о выставке и уникальных экспонатах расскажет Бабр.

Есения Линней

КультураОбществоМонголия

2456

03.07.2024

Бабродвиж в Новосибирске: выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия», спектакль «Три невесты старика Чмутина» и мастер-класс «Искусство играющих кукол»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 3 по 9 июля жители и гости города смогут посетить мастер-классы, спектакли и выставки.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

4022

02.07.2024

О неразумности женщин, прелести одиночества и времени быть добрым. Лучшее от Жорж Санд к юбилею автора

Она написала более полутора сотен книг, шокировала окружающих мужскими костюмами и вызывающим поведением, замужеством и последующим разводом с незаконнорожденным сыном барона Дюдевана, страстной дружбой с актрисой Мари Дорваль и бурными романами с Фредериком Шопеном и Альфредом де Мюссе, ...

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

3077

02.07.2024

Бабродвиж в Иркутске: выставка «Шедевры Гюстава Доре», спектакль «Один билет до Марса» и лекция «Древности Иркутска»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. Со 2 по 7 июля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и выставки.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

5575

01.07.2024

Видео дня. Возвращение Ларго Винча и одержимая Аня Пляшг

Вышли в свет два локализованных трейлера остросюжетных релизов, которые объединяет то, что нынешним летом они выйдут в официальном российском прокате. Кинокомпания Exponenta Film представила дублированный трейлер франко-бельгийского экшн-триллера «Ларго Винч.

Филипп Марков

КультураРоссия

6313

29.06.2024

Бабродвиж в Красноярске: оперетта «Фиалка Монмартра», игра «Классная тема» и мастер-класс «Тыква. Уютная керамика»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 29 июня по 5 июля в Красноярске пройдут мастер-классы, игры и спектакли. Мастер-класс «Стильные украшения.

Денис Миронов

КультураСобытияКрасноярск

10500

28.06.2024

Голос кочевников 2024: «Экспедиция Восход»

«Экспедиция Восход» — это уникальный музыкальный коллектив, главной особенностью которого являются путешествия. Артисты-кочевники называют себя современными бременскими музыкантами.

Виктор Кулагин

КультураСобытияБурятия Россия

6409

28.06.2024

Уикенд подвигов. Как Богатыри Иванушек хлопнули

Минувший уикенд в российских кинотеатрах принёс неожиданный результат. Зрители весьма прохладно отнеслись к фавориту выходных – музыкальной комедии Марка Горобца «Тур с Иванушками». В результате прокат возглавил анимационный альманах от студии «Мельница» «Три богатыря. Ни дня без подвига».

Филипп Марков

КультураРоссия

8804

28.06.2024

Бабродвиж в Томске: выставка «Сокровища гробницы Тутанхамона», мастер-класс «Лето» и концерт «Чайковский на органе 2.0»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 28 июня по 4 июля жители и гости города смогут посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияТомск

10645

27.06.2024

Видео дня. Deepfake с одного ракурса, или Земекис, Хэнкс и Райт тридцать лет спустя

Спустя тридцать лет после выхода на экраны культового фильма «Форрест Гамп» режиссёр Роберт Земекис, сценарист Эрик Рот и актёры Том Хэнкс и Робин Райт вновь объединились для создания очередного шедевра.

Филипп Марков

КультураМир

7334

27.06.2024

Assassin`s Creed в Монголии: Ubisoft ищет актрису на главную роль

Геймдизайнерская компания Ubisoft, известная своим вниманием к различным историческим эпохам и детализированным воссозданием событий прошлого, готовится к новому проекту. Следующая игра серии Assassin`s Creed будет посвящена Монгольской империи.

Эрнест Баатырев

КультураОбществоМолодежьМонголия

4885

27.06.2024

Лица Сибири

Воронин Пётр

Абрамович Дмитрий

Красноштанов Алексей

Иванец Вячеслав

Мякишева Ирина

Самойличенко Владимир

Киреев Владимир

Ступин Сергей

Темгеневский Василий

Хроменков Святослав