Технология общения
В обществе, где в отношениях людей главным является экономика, интерес к другим как личностям подменяет интерес к их социальной роли.Не кто он, а что он делает, чем он может быть полезен.
Уникальность, своеобразие характера, поведения, взглядов, которые когда-то были главным центром притяжения людей друг другу и главной темой искусства, не исчезли, но потеряли свой статус в шкале общественных ценностей. В предшествующую эпоху многообразные, внеэкономические связи с другими формировали личность, каждый был уникален в результате бесконечного множества уникальных отношений, их бесконечной импровизации. Но в обществе, где экономика играет доминирующую роль, импровизация стала неприемлемой.
Общественная структура становится все сложнее, появляется множество новых и разнообразных связей, в которых каждый вынужден проигрывать многие социальные роли. А создавать каждый раз собственный рисунок роли в ускоряющейся динамике жизни становится невозможным. В жизненном театре современной цивилизации все актеры, в котором любая импровизация, любая неконтролируемая эмоциональная реакция, т.е. отклонение от предписанного текста, может привести к провалу всего спектакля. Поэтому каждый использует штампы поведения принятые в той или иной общественной среде.
Использование стереотипов в человеческих отношениях в технологическом обществе необходимы, так они более продуктивны нежели спонтанная импровизация. В тоже время стереотипы неизбежно сводят необьятную глубину человеческого мира к плоскому примитиву. Монотонность, эмоциональная стерильность общения стали привычны и естественны также благодаря современной технологии коммуникаций, которая заменила качество, многослойное содержание общения количеством все возрастающих стандартных контактов.
Логика отношений, построенных на экономическом интересе, создает обеднение человеческой сферы за счет подмены богатства и глубины отношений чисто функциональными связями.
Экономика, став эпицентром всех общественных интересов, поставила на самое высокое место в шкале жизненных ценностей те формы отношений, которые приносят наибольшие дивиденды, и снизила престиж всех не функциональных отношений между людьми и, вместо традиционного богатства бескорыстных человеческих связей предложила богатства материальные, огромный выбор товаров массового потребления. По словам американского социолога Игнатьеффа, культура потребления привела к тому что, «Наша жизнь, наши связи с другими сведены до того минимума, который необходим для психологического выживания».
Михель Гофман
кандидат социологических наук, Колумбийский университет, Нью-Йорк
Читать полностью: ПСИФАКТОР