Духовно-нравственная сфера бытия как регулятор жизнедеятельности человечества
ГОСТЕВ А.А. — Доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории истории психологии и исторической психологии Института психологии Российской академии наук, специалист в области психологии образной сферы человека, ее роли во внутреннем мире личности, в регуляции жизнедеятельности людей.
«Хочется, чтобы люди поняли взаимосвязанность человечества, стали взращивать в себе любовь друг к другу.»
– Считается, что человек живет в таком мире, в котором желает жить. Так считают философы, физики. Об этом говорят и некоторые психологи. Получается, что мир, в котором мы живём, в какой-то степени воображаемый. Есть ли альтернатива у человека в выборе той или иной реальности?
Начнем с того, что воображение действительно играет очень большую роль в жизни человека и общества. Во всех культурах и философских традициях мы встречаем идею, называемую «магией воображения». Наши представления о мире материализуются. Поэтому, чтобы правильно строить мир, чтобы он был конструктивным, добрым, чтобы он, по крайней мере, двигался к добру, людям необходимо стремиться к адекватности восприятия мира (прежде всего это касается социального восприятия), и понимать, что на человека действует много факторов, в том числе и такой, как духовные законы мироздания. Чисто научными позитивистскими методами проблема не раскроется. В мире всё имеет духовную компоненту. И более того, сейчас у людей под манипулятивным воздействием средств массовой информации (их правильно называют средствами массовой дезинформации) складывается много предубеждений, ложных стереотипов, установок. Иными словами, в головах хаос. Поэтому лучше искать самому, как вырваться из плена лжи, иллюзий. Информация есть, но надо потрудиться.
– Существует такое мнение, что люди, работающие вместе, изменяют общую реальность. Как вы полагаете, если люди будут согласовывать свои представления о чем-то — соединят своё сознание, смогут ли они увидеть какую-то единую, возможно, новую реальность?
Да, согласование представлений необходимо. Движение к единству представлений является очень важной силой, меняющей реальность. Духовно-религиозные традиции говорят о том, что все мысли и образы, которые порождаются человеком, фиксируются на неком «планетарном» (ноосфера) и даже «вселенском» уровнях. Понятна необходимость проработки психологических, социальных и глобальных проблем: люди не имеют права засорять «психосферу планеты».
Я начал изучать проблемы глобалистики в середине 1990-х годов, когда ещё только-только заговорили о глобализации экономики, потому что многое делалось в секрете. Известно, как Рокфеллер на заседании Бильдербергского клуба в 1991 г. поблагодарил средства массовой информации за то, что они долго скрывали подготовительный этап глобализм-проекта по формированию сверхнациональной власти интеллектуальной элиты и мировых банкиров.
Идеология мондиализма строилась почти весь ХХ век. С 1990-х годов я стараюсь отслеживать весь спектр проблем формирования нового глобального сознания. Много ездил за рубеж, только в Штатах 11 раз был. И я могу сказать, что люди там с «хорошо промытыми» мозгами, но при этом с иллюзией, что обладают правильной информацией, что обладают свободой. Поэтому, сколько бы такие люди не объединялись, это не будет влиять на положительное изменение планетарной ситуации. Есть такое понятие – нравственная апостасия, т.е. уход человека от следования духовным законам мироздания. Многие люди не понимают, что духовные законы существуют объективно. Вот мы на четвертом этаже находимся, и если сейчас решим выйти на улицу через окно, то, скорее всего, разобьемся. Это физический закон. Точно так же есть законы духовные. Они объективно существуют. Это не придуманные людьми реалии. Это то, о чем говорил Кант: небо над всеми нами и нравственный закон внутри нас.
- Можно ли изменить эгоистическую сущность человека на противоположную? И каким образом это возможно?
Да, человек имеет искаженную эгоистическую природу, в том числе и психологическую. Занимаясь историей психологии, я стараюсь в научный арсенал современной психологической науки добавить идеи, которые могут быть ей полезны сегодня. У меня вышла книга, посвященная психологическим идеям в творческом наследии нашего выдающегося отечественного философа Ивана Александровича Ильина. Он, в частности, раскрывает понятие «духовная личность», которая старается преодолеть «недолжное в себе» — искажение своей природы, своей неправильно ориентированной воли. Ведь в чем искажение? Не в религиозном смысле, а на психологическом уровне. В человеке должна быть некая иерархия. Духовное должно быть во главе. Дальше идет душевное, психическое (как эквивалент понятия “внутренний мир”). И только потом, внизу — телесное, «низшее я» с его соответствующими потребностями, желаниями, греховными страстями в христианской терминологии. Иными словами, иерархия такова, что дух управляет душой, душа вместе с духом управляют телесным. Вот такое устроение человека правильно. У нас же современный человек перевернут. Более того, психология объявляет этот перевернутый искаженный образ нормальным, чем приводит в большое заблуждение всех обращающихся к ней за помощью. Психология может помочь. Она может облегчить неврозы. Но она не может исцелить, не может перевернуть. А чтобы перевернуть, мы уже говорили, нужно усилие, усилие в себе. Максимально духовное, нравственное надо в себе взращивать.
– Мы говорили, что с одной стороны человек ‑ продукт общества, а с другой ‑ что он должен прикладывать усилия для того, чтобы изменить себя. А как он может противостоять тому потоку информации, которая со всех сторон обрушивается на человека и пропагандирует ему совершенно иные вещи?
Самый простой, но хороший совет – это уменьшить информационный поток от СМИ, например, не смотреть какое-то время ТВ. И уже будет меньше мозгов засоренных, «прошитых». Потом, после паузы в потоке дезинформации и психоманипуляций, когда мы включим всеми любимый «ящик» снова, то почувствуем «момент истины» — нам что-то действительно «накручивают». Рекомендую каждому убедиться в этом. А далее – то, о чем я уже говорил: расширять диапазон интеллектуального чтения, поиск альтернативных точек зрения на официально подаваемую в СМИ информацию. Главное же — надо очищать душу. Если появилась какая-то плохая мысль, образ, то надо ее гнать. У святителя Дмитрия Ростовского есть «теория перетолковывания»: мы смотрим, что с нами происходит, и стараемся увидеть в этом духовный смысл. Например, заметили пятнышко на рубашке – огорчились о пятнах на нашей душе; включили свет – подумали о божественном Свете, к которому должны стремиться. И если так делать постоянно, то возникает наполненность сознания не тем, чем на нас давит общество, а изнутри пойдет другое мироощущение.
- Но к этому, наверное, было бы полезно добавить и внешнее правильное организованное воздействие. Об этом мы уже говорили. Если создать такую среду, окружение, которое бы проецировало те ценности, о которых мы с вами говорим: стремление к солидарности, взаимной ответственности, к высоконравственным поступкам. Поможет ли это человеку изменить его эгоистическую природу?
Да, несомненно, это будет большая помощь. Это создаст диалектику взаимодействия человека и окружающего его мира. Находясь среди людей, с которыми мы духовно созвучны, мы вкладываем что-то своё позитивное в совместное поле общения, потому что мы стремимся к единой цели по улучшению, прежде всего, себя, обязательно себя и только потом мира. Не наоборот. От других людей, от группы единомышленников будет приходить помощь человеку. Индивидуальное и групповое сознание будут взаимодействовать. Это одно из направлений, в которых возможно существование различных проектов, участвуя в которых люди задумываются и ищут, как бы помочь другим людям, миру.
— Сейчас в разных странах проходят забастовки, массовые увольнения, увеличивается безработица. Люди ограничены в средствах, они вынуждены перестраивать свою систему потребления. С другой стороны их годами, десятилетиями приучали к чрезмерному потреблению. Как человеку найти «золотую середину» в этом? Можно ли сейчас общество научить разумному потреблению? И нужно ли это делать повсеместно во всех странах?
Сейчас никто этим не будет заниматься, потому что есть данные о том, что кризис был спланирован давным-давно. Кризис с точки зрения концепции Нового мирового порядка необходим, потому что у транснациональной элиты одним из основных инструментов влияния на мир является управляемый хаос. И кризис является одним из элементов хаотизации. Через управляемый хаос предыдущие системы рушатся и тогда легче выстраивать то, что задумано, то, что нужно мировой элите. А нужно делить ресурсы планеты. Война идет за передел ресурсов. Люди должны это знать. Они также должны понимать, что порочна сама экономическая система, которая заложена в цивилизации: не туда мы пошли — вползаем в материю. Духовный смысл происходящего – это вползание в материю. А, как мы уже подчеркивали, у человека наверху должен быть высший регулятор его жизнедеятельности — духовно-нравственная сфера бытия. Мы же всем ходом цивилизации «входим» в землю. Но тактики создания кризиса и борьбы с ним могут различаться. Вот уж где поле для манипуляции сознанием — чтобы люди не понимали происходящего.
– В последнее время выходит много статей о том, что человечество ожидает голод, хотя на Земле достаточно ресурсов, чтобы обеспечить все население едой. Однако есть проблемы с распределением. Большинство малоимущих людей, безработных начинают бастовать, «выходят на баррикады». По всем странам это количество растет. Но если массовая забастовка произойдет во всем мире, то это будет сродни коллапсу. Что можно предпринять, чтобы животная энергия не взяла в человеке верх? Может, посадить всех за парты, говорить о глобальном мире, что все взаимосвязано и взаимодополняемо, что мы, как шестеренки, связаны в одном механизме? Поможет ли это людям перестроить свое мышление и начать действовать конструктивно, пойти навстречу друг другу, начать заботиться друг о друге?
И да, и нет. Может помочь — потому что нам хочется, чтобы люди поняли взаимосвязанность человечества, стали взращивать в себе любовь друг к другу. Философ И.А. Ильин подчеркивает: люди «вращены» в мировой процесс, сплетены во всемирное единство, уходящее корнями в прошлое и ведущее в будущее. От черствости одного черствеет весь мир; развратный человек развращает собой всех; всякое преступление взывает на всю вселенную; всякая личная фальшь лжет на весь мир. Люди должны чувствовать свою ответственность и заботиться, чтобы «не отравлять духовный эфир вселенной», а посылать в него свет разума и тепло сердца, чистые желания и вдохновенные видения. Но одни лишь разговоры о счастливом глобальном мире не могут помочь перестроить мышление и подтолкнуть к конструктивным действиям. Люди не смогут решить полностью затронутую проблему, если мировая элита не изменит своего отношения к будущему планеты.
В 1992 году в Бразилии был экологический форум, и там был заострен вопрос: ресурсы на Земле, конечно, ограничены, но их, все же, достаточно много. Планета может при разумном распределении ресурсов прокормить 20 миллиардов человек. Но, США, например, потребляют ресурсов непропорционально много, экологически загрязняют планету еще больше. Другие страны «первого мира» тоже стараются не сильно отставать. Лидеры и простые жители этих стран не хотят ничего менять, не хотят делиться и затягивать пояса. Получается, что новые яхты будут и дальше покупаться, дворцы строится, деньги тратиться на предметы роскоши и т.п.
Психология элиты состоит в том, чтобы пожить без оглядки на реально голодающий миллиард. Как же от других требовать, чтобы они интегрально меняли свое сознание? Образы желаемого финансово-материального благополучия должны соотноситься с альтруистическими ценностями. Западные установки “правильного отношения к деньгам” вытекают из того, что несправедливость распределения мировых ресурсов недостаточно осознается. В частности, из западного сознания вытесняется факт многовекового ограбления народов странами «первого мира». Центральной идеей в тренингах жизненного успеха не случайно является утверждение «во Вселенной всего для всех достаточно». Спокойнее жить, полагая, что зло — лишь некая субъективная реальность, связанная с невежеством людей, и бедность «третьих стран» происходит из неправильных установок сознания их граждан.
Чувство справедливости, однако, в человеке есть, но это глубинная вещь. Его не нужно путать с завистью, как это пытаются представить информационное обеспечение архитекторов нового мироустройства. И когда об этом стараются либо не говорить, либо объяснять это завистью, это большая ошибка. К сказанному хочу добавить следующее. Необходимо подчеркнуть иллюзорность известной идеи о том, что материальный достаток является показателем Божьего благоволения к человеку, ибо в этом случае надо было бы признать «королей» наркомафии, порнографии, игорного бизнеса и преступного мира «самыми любимыми чадами Божьими». Корыстолюбие порицается Библией. В Притчах Соломоновых богатство и бедность рассматриваются с нравственной точки зрения. Богатый предостерегается от самонадеянности, порождаемой богатством, а бедный — от лености, приводящей к нищете. Богатство должно быть приобретено средствами нравственно безукоризненными и употреблено на дела мудрости, любви и благочестия.
–Как вы видите следующий этап развития?
В моей картине мира главное – остановить процесс духовного отступничества, т.е. отказа следовать духовным законам бытия, соответственно, повысить нравственность человека, его гражданскую ответственность, преодолеть иллюзии, ложь, идеализм в понимании происходящего и грядущего на нашей прекрасной, но страдающей от человека планете. Слава Богу, у строителей нового мироустройства не получается то, что они хотели бы видеть уже реализованным. 10-15 лет назад казалось, что всё пойдёт быстрее. Но Европа забуксовала, у США обозначились свои проблемы, азиатские гиганты идут потихоньку, наращивая экономическую мощь, и не желают жить в однополярном мире. Поэтому преодоление торжества безнравственности ‑ уже важнейший вклад в мировые процессы.
– Как вы охарактеризуете человека с новой нравственностью?
Нравственность на своем глубинном уровне должна быть не новая, а сущностная. Это закон человеческого бытия. Человек должен точно знать: врать нельзя, воровать нельзя, убивать нельзя, пытать нельзя, калечить нельзя, блудить нельзя – не должен делать всего того, что прекрасно отражено в христианских заповедях. Хотя сейчас это не модно, не популярно. Но они хорошо и глубоко отражают то, что мы должны делать, чтобы соответствовать плану мироздания, замыслу о человеке.
- Я, например, вижу важный тренд: «Семья». Пусть мы сделаем семью снова модной, потом, через семью, немножко улучшится нравственный облик. Надо укреплять то, на чём держится семья.
Семья, прежде всего — это равное достоинство полов. Но равенство должно гармонично сочетаться с пониманием онтологических различий между полами. В книге одного известного американского психолога Эды Ле Шан недавно встретил такой эпизод. Начальник сделал комплимент своей секретарше относительно её внешности, что ужасно обидело её. Он извинился за «оскорбление», но добавил, что, например, его жена любит комплименты. Секретарша спросила: «Наверное, Ваша жена никогда не слышала о равных правах полов?!» На что начальник ответил: «Разве «равные» означает «одни и те же»?» Очень жаль, что идея о равном достоинстве полов часто замещается примитивным представлением об их «одинаковости».
Кроме того, в семейной жизни важно желание жертвенно служить другому человеку. Оно дает некое энергетическое совпадение, объединение — то, что способно преодолевать эгоизм. То есть, акцент ставится на другом человеке. Растворение в другом порождает одновременно сохранение себя. Во взаимной заботе и жертвенности приходит то, что называется духовной любовью, не противоречащей плотской любви в браке, а углубляющей ее. Но семья — это отдельная тема. Для нашего разговора важно подчеркнуть, что именно семья является такой ячейкой единомыслия и единочувствия людей, которая сегодня способна реально внести свой вклад в духовно-нравственное возрождение человечества.