Артур Скальский

© Babr24.com

It`s my life...Мир

2993

07.01.2004, 00:18

Сегодня - Рождество Христово

Этот праздник, посвященный пришествию в мир Спасителя человечества, у всех христи-ан считался величайшим, всемирным и самым радостным; он служил как бы началом и основанием для прочих церковных праздников и отмечался очень торжественно.

Предпраздненство Рождества Христова продолжалось пять дней - со 2 по 6 января; попраздненство Рождества продолжалось шесть дней и завершалось праздником Обрезания Господня. Рождеству предшествовал Рождественский пост, называемый также Филип-повым постом (так как начинался на другой день после празднования памяти св. ап. Филиппа); этот пост был первым из четырех годичных постов, установленных церковью для подготовки встречи великих праздников, и продолжался он сорок дней, вплоть до самого навечерия Рождества Христова - 6 января (поэтому его называли также "малой четыредесятницей").

В славянской народной традиции праздник Рождества воспринимался в первую очередь как переломное время года. В частности, его считали началом зимы; так, например, в одном рукописном сборнике XVII в. говорится: "Месяца декемврия в 25-й день еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, отселе начинается зима". Кроме того, этот день соотносили также с порой возрождения солнца, "поворотом солнца на лето", пола-гая, что в ознаменование этого события в день Рождества Христова солнце "играет" на восходе. В соответствии со всем этим, Рождество (как и Новый год) в народе считали праздником, магически предопределяющим все последующие дни года, и по тому, на какой день недели пришелся этот праздник, крестьяне судили о погоде, урожае и достатке в будущем году: "Аще случится Рождество Христово в неделю, будет зима растворена, весна мокра, лето сухо, осень ветрена, воем радование, ... плодов изобилие, четвероногим множество, мед мног,- юным пагуба. Аще случится Рождество Христово в понедельник, то зима добра будет, весна и лето мокро" и т.д.

Представление о Рождестве как о переломном времени года нашло отражение и во многих народных обычаях и поверьях, практически аналогичных новогодним. Например, в этот день старались не ссориться (чтобы не было раздоров в течение года) и избегать любых неприятностей (так как если с человеком в это время случится что-то плохое, то и в будущем году хорошего ждать не придется), а также иметь при себе деньги и одеваться в самую лучшую и новую одежду (при этом в некоторых местах даже запрещалось на Рождество надевать не новую, пусть даже и чистую, рубаху, чтобы не было неурожая). С долгами в Рождество не рассчитывались (чтобы не пришлось весь год расплачиваться) и сами в долг не давали (чтобы деньги из дома "не ушли"). В некоторых местах хозяйки не кормили на Рождество кур, чтобы они огородов не копали; нередко считалось также, что в день Рождества хозяину не годится со двора идти, так как иначе скот во время летнего выпаса будет блуждать и теряться. В разговенье, в первый день Рождества, за завтраком запрещалось пить воду, так как считалось, что из-за этого человек будет часто пить на сенокосе, и т.д.

Большое значение придавалось у крестьян первому рождественскому гостю - полазнику. Первый посетитель дома на Рождество повсеместно воспринимался как носитель судьбы, лицо, могущее повлиять на все сферы человеческой жизни; считалось, что он приносит с собой в дом богатство, удачу, добро (выражаемые в произносимых приветствиях, благопожеланиях, подарках и т.п.), хотя иногда может, напротив, отрицательно повлиять на будущее всех домочадцев. Любой хозяин стремился как можно лучше принять гостя-полазника, надеясь путем символического "договора" с высшими силами (представителем которых является гость) обеспечить дому достаток и благополучие. В частности, в честь гостя обязательно устраивали целое пиршество, полагая, что чем богаче и щедрее оно будет, тем удачнее выдастся для семьи наступивший год; полазник же ни в коем случае не мог отказаться от угощения и обязан был съесть все, что ему предлагают, не выходя из дома, так как отказ от еды мог не только оскорбить хозяина, но и привести к негативным послед-ст-виям как для хозяев (у которых в этом случае в хозяйстве не будет достатка, могут погибнуть пчелы, поля зарастут сорняками и т.д.), так и для самого гостя (по поверью, он может заболеть, его начнут преследовать неудачи и пр.).

С рождественским полазником у южных славян были связаны различные рождественские гадания. Так, например, считалось, что если полазник - удачливый человек, то и наступивший год будет счастливым, а если он неудачник, то и год выдастся неблагополучным; если полазник - мужчина, то хозяева полагали, что в будущем году в доме будут рождаться дети и животные преимущественно мужского пола, а если женщина - дети женского пола; иногда считалось также, что появление полазника-женщины приносит несчастье (в частности, в некоторых местах считали, что если на Рождество из чужих первой войдет в избу женщина, то в доме весь год будут болеть бабы), а мужчины - счастье и удачу.

Явившись в дом, полазник обычно совершал различные магические действия, которые должны были принести дому и семье благополучие, достаток, удачу и т.д. Например, у южных славян полазник, входя в дом, произносил различные благопожелания, преподносил хозяевам ритуальные дары, а также произносил над рождественским поленом (бадняком) заклинания о размножении скота и здоровье людей, обсыпал его зерном, поливал медом и т.д., чтобы обеспечить богатый урожай и приплод домашних животных. Над самим полаз-ни-ком также совершались иногда некоторые обряды: например, его сажали на шубу для боль-шого приплода ягнят, обсыпали зерном для урожая и т.д.

В принципе, обычай встречать на Рождество полазника и совершать с его участием различные обряды был развит преимущественно у южных и отчасти у западных славян; а у восточных славян полазников заменяли "славельщики" и колядники, группами ходившие по дворам. Например, на Руси был широко распространен обряд славления, который состоял в хождении причтов по домам с молитвой и пением; за это их традиционно одаривали каким-либо подаянием (обычно разными продуктами - печеньем, пирогами и пр., иногда деньгами и т.д.) . Этот обычай некогда соблюдался как в небольших деревнях, так и в столице и крупных городах: так, судя по разным историческим источникам, в праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя с праздником в его палаты, а оттуда все шли с крестом и святой водой к царице и другим членам царского семейства.

Помимо священнослужителей и пр., "со славой" ходили и простые люди, миряне, собиравшиеся обычно группами и посещавшие соседей и знакомых; они пели рождественские гимны и молитвы, возвещали о пришествии в мир Спасителя и славили новорожденного Христа и деву Марию. Некогда этому обычаю следовали даже русские цари (в частности, Петр Великий), которые ходили к своим боярам и придворным. Иногда славельщики носили с собой звезду или вертеп - ящик, в котором "представлялись в лицах события и обстоятельства рождения Иисуса Христа" (этот обычай возник примерно в начале XVII в.).

Обряд славления, без сомнения, был христианским и воспринимался как благочестивое и богоугодное дело. Однако существовал и весьма напоминавший его обычай колядования, который по сути своей являлся языческим и возник еще до пришествия христианства на земли славян, в те времена, когда вместо святок отмечалась т.н. Коляда, или Коледа, - праздник, посвященный возрождению солнца. Колядой в народе называли также и обычай, в силу которого молодежь собиралась группами, иногда рядилась в маски и пр. и в течение святок, начиная с праздника Рождества Христова, ходила от дома к дому, распевая разные песенки, читая стихи, произнося благие пожелания и разыгрывая небольшие сценки; за это колядующих одаривали разными продуктами, мелкими деньгами и пр.

В древности Коляда, судя по всему, являла собой довольно разнузданный и типично языческий праздник, связанный с плодородием, поэтому церковь крайне отрицательно воспринимала все связанное с ним. Например, в Стоглаве с неодобрением говорится, что на праздник Рождества Христова сходились "мужи и жены и девицы на нощное плещевание и на бесчинный говор... и на многие богомерзкие дела". Архимандрит Киево-Печерской лавры Гизель, говоря о Коляде, также замечает, что "неции памяти беса Коляды и доселе не перестают обновляти, наченше от самого Рождества Христова, по вся святыя дни собирающеся на богомерзкие игралища, песни поют, и в них, аще и о Рождестве Христовом воспоминают; но зде же беззаконно и Коляду, ветхую прелесть диавольскую, много повторяюще, присовокупляют". В Номоканоне Афонской горы, напечатанном в Киеве в 1624 г., говорится, что в праздник Рождества Христова "и ныне в одежду женскую мужие облачаются и жены в мужскую, якоже в странах лятских зле обыкоша творити". Но не смотря на явное неодобрение и даже прямые запреты церкви, празднование Коляды сохранилось вплоть до XX в., хотя со временем, конечно, языческие ритуалы претерпели значительные изменения и стали восприниматься уже как обычные игрища и развлечения молодежи: чествуя коляду, парни и девушки устраивали катания на санках с гор, разжигали ритуальные костры, водили хороводы, пели песни и устраивали пляски и игрища, рядились в маски, а также обходили с песнями дома, получая за это вознаграждение едой, которую потом сообща поедали.

Артур Скальский

© Babr24.com

It`s my life...Мир

2993

07.01.2004, 00:18

URL: https://babr24.net/?ADE=10953

Bytes: 9361 / 9361

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "It`s my life..."

Техобслуживание между рождением и смертью. Памяти «игривого философа» Тома Роббинса

9 февраля в своём доме в Ла Коннере, штат Вашингтон, на 93 году жизни скончался выдающийся американский писатель Том Роббинс. Печальную новость сообщила в соцсетях семья культового нонконформиста и поп‑философа.

Филипп Марков

It`s my life...КультураКак по-писаномуМир

7101

11.02.2025

Телеграм Новосибирска за неделю: смерть Щукина, назначение Панфёрова и жетоны по безналу

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в новосибирском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 3 по 9 февраля 2025 года включительно. Смерть Щукина Не стало писателя и главного редактора журнала «Сибирские огни» Михаила Щукина.

Андрей Игнатьев

It`s my life...ТранспортЭкономика и бизнесНовосибирск

5348

11.02.2025

Главный романтик советского экрана. Ушёл из жизни Олег Стриженов

9 февраля в Москве в возрасте 95 лет скончался выдающийся советский и российский актёр театра и кино, лауреат почётной премии «Золотой орёл», народный артист СССР Олег Стриженов. Печальную новость сообщил ТАСС со ссылкой на супругу актёра Лионеллу Стриженову.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

7978

10.02.2025

Частица династии. Ушёл из жизни Игорь Янковский

26 января в реанимации одной из московских больниц скончался известный российский актёр и медиаменеджер, академик Российской академии рекламы Игорь Янковский.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

13653

28.01.2025

Нонконформист французского экрана. Ушёл из жизни Бертран Блие

20 января в своём доме в Париже в возрасте 85 лет скончался выдающийся французский кинорежиссёр и сценарист, лауреат Каннского, Венецианского и Московского кинофестивалей, премий «Оскар» и «Сезар» Бертран Блие.

Филипп Марков

It`s my life...КультураМир

7056

22.01.2025

Мастер вопросов без ответов. Ушёл из жизни Дэвид Линч

Я – гений, а у каждого гения свои странности. Я, например, люблю смотреть на дым крематория.

Филипп Марков

It`s my life...КультураМир

9002

17.01.2025

Мимолётное счастье Жени Добровольской. Прощание с великой актрисой

Счастье умных людей мимолётно. Евгения Добровольская Евгения Владимировна Добровольская, так и оставшаяся для коллег и поклонников просто Женей – красивой, беззащитной, невероятно стойкой и безмерно талантливой. 14 января на Основной сцене Московского Художественного театра имени А. П.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

19513

14.01.2025

Умерла Евгения Добровольская

10 января в Москве в возрасте 60 лет после тяжёлой болезни скончалась великая русская актриса театра и кино, лауреат международных кинофестивалей и премий «Золотой овен», «Ника» и «Золотой орёл», народная артистка России Евгения Добровольская.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

24099

11.01.2025

Звезда эпизодов и дубляжа. Ушла из жизни Инна Выходцева

В последний день 2024 года в Москве в возрасте 90 лет скончалась советская и российская киноактриса, заслуженная артистка России Инна Выходцева.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

57932

02.01.2025

Чтобы помнили. Кого мы потеряли в 2024‑м

Подлинная урна усопшего не на кладбище, а в забывчивых сердцах. Жан Кокто Наступил последний день 2024 года. Перед тем как сесть за праздничный стол, чтобы встретить новый 2025 год, мы по сложившейся традиции ещё раз вспоминаем тех, кого забрал с собой год уходящий.

Филипп Марков

It`s my life...КультураОбществоМир

19716

31.12.2024

Непревзойдённая Джульетта. Ушла из жизни Оливия Хасси

Исполнительница роли Джульетты в культовом фильме Франка Дзеффирелли, до сих пор олицетворяющая в массовом сознании образ шекспировской героини, скончалась в Лондоне 27 декабря на 74 году жизни.

Филипп Марков

It`s my life...КультураМир

14477

29.12.2024

Утрата охлопковцев. Не стало Татьяны Кулаковой

19 декабря остановилось сердце выдающейся актрисы, ветерана сцены Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова Татьяны Кулаковой. «Не стало замечательного человека, талантливой актрисы, нашего давнего друга и коллеги.

Филипп Марков

It`s my life...КультураИркутск

26707

21.12.2024

Лица Сибири

Лукин Валерий

Мельник Галина

Тринцуков Сергей

Аликберов Геннадий

Шипицин Кирилл

Наговицын Вячеслав Владимирович

Тюников Александр

Белеев Сергей

Романова Яна

Головщиков Алексей