Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

4542

15.04.2012, 11:05

Празднование Пасхи у славян

По традиции, подготовка к Пасхе шла всю вторую половину Страстной недели: поселяне наводили порядок в хозяйстве, мыли и чистили жилища, заготавливали продукты и вообще все необходимое – «чтобы в праздник не пришлось хлопотать, все было под рукой».

Встретить Пасху полагалось как можно лучше, с обильным и вкусным угощением; поэтому хозяйки в каждом доме жарили и варили мясо, красили или даже расписывали пасхальные яйца, припасали творог, сыр и масло, а также пекли сдобный пасхальный хлеб с миндалем или изюмом, называемый пасхой (паской) или куличом. Если у семьи не было средств, чтобы должным образом отметить Велик день, им помогали соседи и родственники.

Все хозяйственные хлопоты заканчивались к вечеру Великой субботы, когда народ собирался в церкви на чтение «страстей». Собственно пасхальные торжества начинались обычно с крестного хода, когда процессия прихожан во главе со священнослужителями выходила из церкви и обходила ее – «чтобы встретить Христа вне храма, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима». Вернувшись к церковному порогу, священник объявлял о Воскресении Христовом, после чего вся толпа вновь устремлялась в церковь – на праздничную литургию.

Особую роль в пасхальную ночь с древнейших времен играл огонь – символ света, солнца и жизни еще с языческих времен, при христианстве воспринятый как «Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения». В церквях огонь символически обновляли, когда все, присутствующие на богослужении, возжигали свои свечи от особой свечи или лампады. Храмы в праздничную ночь ярко освещали, а около церковной ограды прихожане разводили костры или зажигали смоляные бочки. У этих костров грелись во время всенощного бдения; кроме того, крестьяне говорили, что такой огонь уничтожает нечистых духов, помогает «пробудить» Христа, греет дожидающихся Воскресения апостолов и т.п.

Торжественная Пасхальная утреня начиналась в церквях сразу после крестного хода; по ее завершении во многих местах начинали палить из ружей («Христа встречать»), а все присутствующие в церкви осеняли себя крестным знамением, и под звон колоколов раздавалось первое «Христос Воскресе». С этого момента начинался обряд христосования: все поздравляли друг друга с праздником (традиционной формулой: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»), обменивались крашеными яйцами, обнимались и целовались. Тут же происходило освящение пасхальной еды – пасок, творога, яиц и пр.

По окончании службы многие благочестивые люди, особенно женщины, прямо из церкви отправлялись на кладбище, чтобы известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться с ними. Для покойников оставляли на могилке кусок кулича и творогу, чтобы они тоже могли отпраздновать Пасху, и только после этого отправлялись домой разговляться с домочадцами.

Пасхальный завтрак обычно проходил в семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. К столу непременно собиралась вся семья; глава семейства произносил молитву, после чего торжественно разрезал кулич, крошил мясо и раздавал всем домочадцам крашеные яйца (или кусочки первого освященного яйца, разделенного на всех).

Всей пасхальной пище и самой праздничной трапезе в народной традиции придавалось большое значение. Освященная в Велик день еда, как считали крестьяне, обладает великой силой: она исцеляет болезни, прогоняет злых духов, усмиряет стихии и благодатно влияет на урожай; поэтому все остатки праздничного угощения (и даже еще не тронутую, специально отложенную еду) тщательно сохраняли в каж­дом доме, иногда в течение целого года, чтобы использовать ее в разнообразных обрядах. Например, кости пасхального поросенка закапывали на пашнях для защиты от градобития или бросали в огонь во время сильных гроз, чтобы предотвратить «удары грома». Головку освященного кулича хозяин брал в поле при начале сева, а крошки подмешивал к семенам, чтобы обеспечить хороший урожай. Освященный на Пасху хлеб нередко использовали как целебное средство при самых разных болезнях людей и скота.

Наиболее сильные магические свойства приписывались освященным пасхаль­ным яйцам. Яйцо издревле наделялось способностью сохранять и передавать жизнь, а потому само по себе олицетворяло идею воскрешения («оно мертвое, а, между прочим, из него может живой цыпленок выйти»). Окрашивание яиц – один из наиболее характерных обрядов Пасхи: красное яйцо символизирует мир, обагренный кровью Христа и через это возрождающийся для новой жизни. Обычай красить яйца и «христосоваться» ими, по преданию, идет от самой Марии Магдалины, которая, представ перед императором Тиберием, поднесла ему в дар красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе!», начав этим свою проповедь. Впрочем, в крестьянской среде существовали и другие объяснения этого обычая; например, говорили, что яйца красные оттого, что «сама Пасха красная, праздник из праздников».

С пасхальным яйцом было связано множество поверий и обычаев. Например, на Светлой неделе яйцами обменивались со всеми знакомыми и просто встречными. Освященные пасхальные яйца (особенно те, что были получены от священника) сохраняли иногда в течение года, а то и нескольких лет, считая их удивительно целебным средством и надежным оберегом от всяких злых сил. Первое освященное яйцо нередко зарывали в зерно или клали на божницу, а весной выезжали с ним на сев, клали его в мешок с семенами, съедали во время ритуальной трапезы на поле, либо закапывали в полосу, чтобы получить обильный урожай. Владельцы скота утром на Пасху и в Юрьев день оглаживали освященным яйцом лошадей и коров, приговаривая: «Как яичко гладко и кругло, так и лошадушка (коровушка) моя будь гладка и сыта». Если случался пожар (особенно от молнии), его трижды обходили с освященным яйцом, либо бросали яйцо в огонь или против ветра, чтобы унять пламя.

Характерной пасхальной забавой были «битки» (битье крашеными яйцами), а также катание яиц по земле или со специальных лотков: кому удавалось сбить (или разбить) яйца противника, тот и забирал эти яйца себе. Предположительно, в древности подобные действия были частью ритуалов, воздействующих на плодородие (ср., например, масленичные катания с гор «на длинный лен»), но позже превратились в игру, которой развлекались по большей части дети и молодежь. То же можно сказать и о других пасхальных развлечениях – хороводах и игрищах, качании на качелях, обливании водой, колокольном звоне и т.д. Например, во многих местах в течение всей пасхаль­ной недели разрешали всем желающим звонить в церковные колокола, и даже в начале XX в. по деревням еще сохранялось поверье, что этот звон отгоняет нечистых духов и град, способствует урожаю гречихи и росту льна. Обливание водой или сбрасывание в реку, часто применявшееся крестьянами как наказание проспавшим заутреню, должно было предотвратить засуху и вызвать дожди, необходимые молодым всходам. Вождение «длинных» хороводов, качание на качелях и подпрыгивание на досках еще у язычников считались магическими действиями, стимулирующими плодородные силы: таким образом обеспечивали хороший рост хлебов, льна и конопли. Девицы верили, что качание на Пасху помогает быстрее вступить в брак («На Святой неделюшке / Повесили качелюшки, / Сначала покачаешься, / Потом и повенчаешься»), но это, скорее всего, объяснялось тем, что качели обычно были центром народных гуляний: здесь устраивали ярмарки, водили хороводы и игры, тут же происходили и «смотрины невест».

Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

4542

15.04.2012, 11:05

URL: https://babr24.net/?ADE=104813

Bytes: 7399 / 7399

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Общество"

Соединение Тывы и Алтая: о перспективах нового маршрута через Монголию

В Монголии планируют построить автомобильную дорогу протяженностью 201 километр, которая свяжет Улаангом с сухим портом Цагаан-Нуур.

Эрнест Баатырев

ОбществоТранспортЭкономика и бизнесМонголия

500

17.02.2025

Спортивная жизнь Монголии: Азиада, баскетбол и первый международный контракт

Монгольские атлеты продолжают радовать своих болельщиков в самых разных видах спорта. При этом победы в баскетболе или единоборствах считаются обыденностью. А вот выход монгольского футболиста в форме зарубежного клуба кажется новостью из параллельной реальности. Тем не менее это уже произошло.

Эрнест Баатырев

ОбществоМолодежьСпортМонголия

5339

14.02.2025

Рейтинг IQAir: Улан-Батор в списке самых грязных городов

Улан-Батор регулярно занимает лидирующие позиции в рейтинге загрязненности воздуха по версии IQAir. По состоянию на февраль 2025 года крупнейший город Монголии находится на 13 месте. Данная платформа оценивает чистоту атмосферы в мировых мегаполисах, учитывая концентрацию твердых частиц PM2.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияМонголия

4885

13.02.2025

Добыча ископаемых против пастбищ: возможен ли компромисс?

Горнодобывающая отрасль занимает ключевое место в экономике Монголии, обеспечивая значительную часть ВВП, налоговых поступлений и экспорта. Однако рост индустрии сопровождается серьезными экологическими и социальными проблемами.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияЭкономика и бизнесМонголия

9709

12.02.2025

Ограничения в регламенте весенних скачек в Монголии: столкновение традиций и прав детей

В Монголии разгорелась общественная дискуссия вокруг запрета на участие несовершеннолетних в скачках. Решение правительства, запрещающее детям младше 18 лет выступать в качестве жокеев в зимний и весенний период, вызвало противоречивые оценки.

Эрнест Баатырев

ОбществоСпортМолодежьМонголия

5500

10.02.2025

Воскресенье аутизма

Во второе воскресенье февраля в мире отмечают «Воскресенье аутизма». Этот день также называют Международным днем молитвы за аутизм и синдром Аспергера. В 2025 году он приходится на 9 февраля. Праздник этот появился в 2002 году в Великобритании по инициативе родителей детей-аутистов.

Эля Берковская

ОбществоЗдоровьеМир

1734

08.02.2025

Гастробабр. Гастробар «Чемпионы»: вкусные победы и спорные моменты

Спортивный гастробар «Чемпионы» — заведение, которое у многих на слуху. Оно расположилось в цокольном этаже исторического здания на улице Карла Маркса, 21 и сочетает в себе спортбар, ресторан и зону развлечений. Здесь 25 экранов с трансляциями матчей, караоке, игровая зона и кальяны.

Анна Моль

ОбществоИркутск

2547

04.02.2025

Монголия в меняющемся мире: эволюция внешней политики и современные приоритеты

На днях в Государственном дворце Монголии состоялась научно-практическая конференция, посвященная внешней политике страны в условиях глобальных изменений.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

6805

04.02.2025

Перенос столицы Монголии: аргументы, затраты и споры

Парламент Монголии одобрил законопроект, предусматривающий строительство нового Хархорума. Решение о создании современной столицы принято на недавнем заседании Великого государственного хурала. Закон направлен на восстановление исторического центра Монголии и создание комфортной среды для жителей.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкономика и бизнесМонголия

8082

03.02.2025

Рост цен на газ: от слов к делу?

В красноярской повестке вновь всплыла тема газификации. И не в самом позитивном ключе. На неделе «Газпром» заявил о необходимости повышения цен на газ.

Валерий Лужный

ОбществоЭкономика и бизнесКрасноярск

7224

30.01.2025

Блогнот. Ситуация в ритуальной сфере Красноярска

После многолетних мытарств в августе 2024 года департамент градостроительства мэрии при горячей поддержке многих депутатов горсовета все-таки выдал разрешение на строительство крематория компании «Красноярский крематорий», которой руководит Вадим Абдулин.

Валерий Лужный

ОбществоЭкономика и бизнесКрасноярск

7821

28.01.2025

Байкал: место силы или испытательный полигон для глупости?

Байкал — место удивительной природы, мощи и красоты, но, увы, и место, где человеческая глупость находит себе благодатную почву.

Анна Моль

ОбществоПроисшествияМаразмИркутск Байкал

2948

27.01.2025

Лица Сибири

Андреев Андрей

Калмыков Степан

Чайковский Антон

Сек Владимир

Гага Владимир

Пшонко Елена

Степанов Александр

Баранов Юрий

Бредний Раиса

Лобаков Александр