Проводы Масленицы
Прощай, Масленица,
Прощай, красная!
Наступает Великий пост,
Дадут нам редьки хвост...
Ай, Масленица, обманщица!
До поста довела -
Сама удрала!
"Проводы Масленицы" - расставание с праздником и символическое изгнание зимы - совершались у русских в последний день масленичной недели, т.н. Прощеное воскресенье.
Когда-то, в языческие времена, ритуал "проводов" был частью стимулирующих плодородие обрядов; он "помогал" природе выйти из холодного оцепенения и возродить творческие, плодородные силы земли. Недаром на масленичной неделе особо чествовали молодоженов и символически наказывали тех, кто по достижении брачного возраста оставался без пары: ведь у земледельцев считалось, что брак и деторождение в людской среде оказывают прямое влияние на урожай ("как люди родят, так и Земля-матушка родит"). Значение масленичных обрядов было столь велико, что они сохранились при христианстве и, в том или ином виде, дожили до нашего века.
Главным событием последнего дня Масленицы было уничтожение куклы-чучела, символизировавшего зиму, холод и смерть. Возможно, эта кукла некогда заменила человеческую жертву, приносимую солнечным богам. Чаще всего ее сжигали, реже - бросали в воду, разрывали на части или хоронили, а в некоторых (явно поздних) вариантах обряда только "провожали", вывозили за село. У русских ее величали обычно Масленицей, а у западных славян, словенцев и хорватов - Запустом, Пустом, Фашником и др. (от местных названий сырной недели - пол. Zapusty и пр.); в западнославянских областях, кроме того, куклу Марену или Смерть, аналогичную русской Масленице, уничтожали в конце Великого поста.
Как правило, чучела изготовляли из соломы, а также пакли, тряпок и прочего подручного материала, наряжая их в женскую или мужскую одежду; при этом в одних местах старались придать кукле нарядный облик, а в других - растрепанный и оборванный. Часто старались особо подчеркнуть половые признаки: например, женской кукле делали огромные груди, а мужской прикрепляли большой фаллос. Солому и одежду для чучела собирали по всей деревне с каждого двора. Готовую "Масленицу" сажали на колесо, прилаженное сверху на длинный шест, и торжественно несли через всю деревню, либо везли на санях; "провожать" ее выходило все село, а руководили шествием ряженые, скоморохи. С песнями процессия выходила за село, на поле, холм или берег реки, где чучело сжигали на высоком костре или разрушали иным образом.
Чучело для обряда и место его уничтожения подготавливали обычно загодя. Например, в некоторых великорусских губерниях парни и девушки мастерили куклу в четверг сырной недели: вязали тело из соломы, облачали в женский наряд, рисовали лицо, приделывали косу, в одну руку вкладывали бутылку с водкой, а в другую - блин. Эту "сударыню-Масляницу" ставили в сани, а рядом прикрепляли сосновую или еловую ветку, украшенную разноцветными лентами и платками, и всю конструкцию прятали где-нибудь в сарае до пятницы. В пятницу, после завтрака, устраивали "встречу Масленицы", целым поездом катаясь по селу и распевая песни; во главе ехала сама "Масленица" и рядом с ней - самая красивая и нарядная девица. Сани с "Масленицей" волокли трое парней, а следом ехали девушки на салазках, также влекомых парнями. Вся эта процессия отправлялась на катальные горы, где "сударыня-Масленица" открывала катание, продолжавшееся до самого вечера. На следующий день "Масленицу" снова катали по селу, только теперь уже в сани впрягали лошадей.
В воскресенье с самого утра все начинали готовиться к "проводам". Ребятишки и молодежь сооружали за околицей костер из разного мусора (соломы, щепок, остатков плетней и бочек, краденых дров и пр.). Ближе к вечеру из села выезжала "прощальная процессия" с "Масленицей" во главе; сопровождающие ее девушки жалобно пели: "Сударыня-Масленица, потянися!" и пр. С наступлением сумерек, под шутки-прибаутки, совершалось собственно "сожжение Масленицы", причем вместе с куклой в костер нередко бросали все остатки "масленичного обжорства" - блины, масло, молоко и пр., приговаривая: "Гори, блины, гори, Масленица!". Маленьким детям именно так объясняли отсутствие лакомств в Великий пост: "Блины и молоко с Масленицей сгорели!". После уничтожения "Масленицы" пепел от костра собирали и зарывали в снег, полагая, что это способствует плодородию.
В некоторых местах вместо чучела в ритуале "проводов" использовали живую "Масленицу" - нарядно одетую девушку, а иногда и ряженого в рванье мужика, пьяного старика и т.п. Такую шуточную "Масленицу" водили или катали по селу, обычно в сопровождении других ряженых, а потом под крик и улюлюканье вывозили за село, где и вываливали в сугроб. Сожжение куклы в этом случае заменялось кострами, обычно высокими и раскладываемыми на возвышенностях (так как их огонь символизировал усиливающееся солнечное тепло), а также катанием с гор зажженых тележных колес (изображавших светило).
Костры перед Великим постом жгли у всех славян, даже там, где не делали кукол и сырную неделю отмечали довольно скромно. Например, на Балканах масленичный костер считался самым главным в году; его даже дополняли гигантскими факелами и огненными стрелами, полагая, что земля, озаренная светом праздничного огня, даст лучший урожай. Считалось также, что священный масленичный огонь защищает село и людей от всякого зла, прогоняет все "нечистое" - болезни, ведьм, змей и др. Само возжигание огня у сербов соотносилось с сожжением ведьмы, а перепрыгивание через огонь, по народному убеждению, защищало на целый год от хворей, порчи, укусов насекомых и пр.
Наталья Шапарова